Сегодня пятница, а это время традиционного интервью с фотографом. У меня в гостях фотограф Ирина Жиркова.

Ирина, давайте начнем со знакомства. Расскажите немного о себе, как давно вы в коммерческой фотографии, какой жанр для вас основной?

Коммерческой фотографией занимаюсь чуть больше года, так что карьера, можно сказать, еще только начиналась. Основное направление моей работы – свадьбы, реже – портретная съемка. Если говорить о некоммерческой фотографии, то я отдаю предпочтение жанру «ню».

Вся моя жизнь, так или иначе, была связана с искусством: училась играть на фортепиано в музыкальной школе и скульптуре в школе искусств, затем получала образование на факультете живописи, а потом продолжила его в вузе по направлению графического дизайна. Я всегда любила живопись и люблю ее до сих пор, но находить общий язык нам было сложно, мы не сходились темпераментами. Живопись требует усидчивости, терпения, кропотливости, а я – человек момента, мне нравится видеть результат своих трудов не спустя годы, а здесь и сейчас, ловить мгновение. Поэтому обращение к фотографии, в конечном счете, было идеальным решением: именно в этой среде я себя чувствую наиболее комфортно.

intervyu-s-fotografom-irinoj-zhirkovoj-pic2

По-вашему, профессиональный фотограф — кто он? Чем отличается от любителя?

Это все равно, что сравнивать врача и соседку бабу Нюру, поклонницу циркониевого браслета. Если исходить из того, что определение «профессиональный» от слова «профессия», то это прежде всего люди, которые фотографией зарабатывают деньги. Но, к сожалению, сегодня это не всегда говорит о качестве. Поэтому определим профессионального фотографа как человека обладающего гармоничным сочетанием знаний техники и художественным взглядом и вкусом, умеющего быстро реагировать на ситуацию, знающего что он хочет и какими средствами этого добиться, умеющего общаться с клиентами и владеющего определенным опытом.

Как вы думаете, каковы критерии успешного фотографа? Можно ли сказать, что талантлив только тот, чьи работы легко находят своего покупателя?

Да нет же! Тем более в нашей стране, где вкус у общей массы людей только на этапе формирования. Кстати говоря, с востребованностью и оплатой фотографии еще не так все плохо. Чего я не могу сказать о той же живописи: печальный тому пример – известность Никоса Сафронова.

intervyu-s-fotografom-irinoj-zhirkovoj-pic3

Где на ваш взгляд можно найти объективного критика для своих работ?

В идеале – искать ориентиры, больше смотреть, ставить себе высокую планку и ни в коем случае не расслабляться. Как только тебя полностью устроит качество сделанной работы, это должно послужить первым сигналом опасности. Состояние недовольства собой полезно, оно позволяет все время стараться повышать уровень, дает толчок к постоянному развитию. У меня есть несколько людей, творчество которых я считаю наивысшим показателем профессионализма, на них и стараюсь равняться.

Какой доход приносит вам фотография больше, чем вы думали, меньше, или в рамках ожиданий? С чем это связано?

Фотография приносит доход в рамках ожиданий. Она занимает все мое время, но и отдачу от усилий я вижу в полном объеме. Самое сложное это реально оценить себя, определить каких денег стоит мое время, потраченные усилия на тот результат, который в итоге получают на руки клиенты.

Какие основные проблемы возникают у профессионального фотографа?

Мне кажется они у всех разные. Для меня это, в первую очередь, невозможность полностью отказаться от работы, которая не несет в себе творческого процесса. А во-вторых, я всегда считала себя слабым техником и сейчас моя главная задача научиться использовать возможности своего оборудования максимально, для достижения поставленных целей.

intervyu-s-fotografom-irinoj-zhirkovoj-pic4

Многие люди неловко чувствуют себя перед объективом. Что помогает преодолеть «зажатость» моделей перед объективом камеры?

Прежде всего общение. Нужно быть с людьми ближе, чем позволяют отношения заказчик-исполнитель. Особенно это касается свадеб. Главное не строить всех в один ряд, нужен более индивидуальный подход, тем более, что чаще всего люди сами идут на более тесный контакт. Это достаточно тяжело в эмоциональном плане, но дает положительный результат. Я стараюсь больше спрашивать: как познакомились, какой была помолвка, о деталях, о предстоящем путешествии, о том, как идет подготовка. Как правило, клиенты с удовольствием говорят на эти темы. В итоге со многими из моих клиентов мы продолжаем общаться и после свадеб, с некоторыми дружим, так что результат весьма позитивен. Наладить контакт с клиентами очень помогает предварительная съемка, на lovestory мы находим общий язык и на самом торжестве работать становиться проще.

Может быть подскажите какие-нибудь «незаежженные» места для фотосессий, или посоветуете где их найти.

Они являются «незаезженными» только потому, что о них не рассказываешь всякий раз, когда спрашивают, поэтому не буду. Посоветую больше смотреть по сторонам и быть свободными от стереотипов, в этом случае такие места находятся сами. Мы живем в одном из самых больших и интересных городов мира с разнообразнейшей архитектурой и интересной историей. В таком месте ограничиваться парой усадеб и Поклонной горой как минимум скучно.

intervyu-s-fotografom-irinoj-zhirkovoj-pic5

В интернете попадаются объявления от начинающих фотографов, и зачастую их фотографии удивляют новизной и оригинальными идеями, как вы думаете, не убивает ли творчество фотография поставленная на конвейер?

Все зависит от отношения. У нас действительно очень много так называемых «бомбил», для которых фотография остается только средством заработка, часто – сезонного. С одной стороны печально, с другой я их прекрасно понимаю. Дело в том, что в нашей стране на свадьбах сильны традиции, но не все они красивы, и потому в сотый раз снимать по одному и тому же сценарию становиться невыносимо (выкуп, ЗАГС, замок на мост, Воробьевы, каравай, горько-горько ). С конвейером нужно бороться, как бы тяжело это не было. А это действительно тяжело, поскольку многие факторы зачастую не зависят от фотографа. Возьмем к примеру ЗАГСы – это конвейер по умолчанию, и не стоит тешить себя иллюзиями, что в любой обстановке можно снять оригинально. Покажите мне человека, который сотню раз отснял наши государственные церемонии оригинально и со вкусом и я ему памятник поставлю.

intervyu-s-fotografom-irinoj-zhirkovoj-pic6Не секрет, что попадаются «капризные» заказчики. Приходилось ли вам сталкиваться с такими и что чаще всего не устраивает заказчиков? Что предпринимаете в таких случаях?

Если удалось вовремя определить, что заказчик из этой категории, то лучше отказаться от заказа. Как я и говорила, для получения хорошего результата необходим позитивный контакт с клиентом. Нельзя чтобы вас воспринимали как обслуживающий персонал, при таком отношении клиент никогда не раскроется и это окажет плохое влияние на саму съемку. Поэтому изначально связываться с людьми, которые воспринимают вас в качестве официанта опасно. Мне в этом плане везет, я не конфликтую с клиентами, а наоборот, поддерживаю дружеские отношения.

Какой должна быть ваша «идеальная» модель? Попадались ли такие в вашей практике?

В хорошей модели должна быть какая-то часть актерского мастерства, умение играть и заставить людей верить в свою игру. Это не зависит от каких то точных параметров роста, цвета волос, должна быть харизма. Такие люди попадались, хоть и не часто.

Во время свадебной съемки как понимаете, что какой-то момент нужно запечатлеть?

Несложно выбрать ключевые моменты, иногда сложно успеть. Я выбираю мгновения, наиболее насыщенные эмоциями, интересными деталями, акцентами. В этом плане невероятный человек – Эмин Кулиев, мастер охоты за эмоциями. Как раз один из ориентиров о которых говорила выше.

Какой у вас самый полезный, а какой самый бесполезный фотоаксессуар?

А что у нас нынче называют фотоаксессуарами? Это понятие может включать в себя как объектив, так и рюкзак, и в этом случае ответить на вопрос становиться невероятно сложно. Полезными считаю все, что у меня в наборе. Бесполезный, пожалуй, один есть, могу подарить. Кому-нибудь нужен рассеиватель люмиквест?

intervyu-s-fotografom-irinoj-zhirkovoj-pic7

По традиции попрошу раскрыть какой-нибудь фирменный фотосекрет для наших читателей.

Нет у меня никаких секретов. Я просто очень люблю то, чем занимаюсь и хочу делать это хорошо. Если появятся, обязательно раскрою. Хотя, пожалуй, один все-таки есть — мне кажется, что стремление делать то, что нравится хорошо — это как раз самый главный из секретов удачных фотографий.

В конце интервью расскажите немного об услугах, которые вы предлагаете и где можно посмотреть ваши работы?

Снимаю в жанрах ню, портрет, предметная съемка, свадебная съемка.

Работы можно посмотреть здесь: valentinka-in-love.ru или ira-foto.ru.

Цены на свадебную съемку от 21000 руб., подробнее указано на сайте. Цены на съемку в других жанрах обсуждаются индивидуально.

Небольшая галерея работ Ирины

intervyu-s-fotografom-irinoj-zhirkovoj-pic8 intervyu-s-fotografom-irinoj-zhirkovoj-pic9 intervyu-s-fotografom-irinoj-zhirkovoj-pic10 intervyu-s-fotografom-irinoj-zhirkovoj-pic11 intervyu-s-fotografom-irinoj-zhirkovoj-pic12 intervyu-s-fotografom-irinoj-zhirkovoj-pic13 intervyu-s-fotografom-irinoj-zhirkovoj-pic14