Несмотря на огромные просторы интернета, в сентябре не удалось найти ни одного фотографа, который хотя бы откликнулся на предложение сделать интервью. Наверное все отходили от аномальной жары. В любом случае в октябре я продолжаю приглашать на сайт профессиональных фотографов и сегодня будет очень интересное интервью с Милой Соловьевой. Могу без преувеличения сказать, что оно одно из самых интересных и полезных на сайте, тем более, что Мила специализируется на репортажной съемке всевозможных светских мероприятий, а не только на свадьбах.

Мила, расскажите немного о себе, как пришли в фотографию?

Фотографией стала интересоваться лет с 8, когда папа вручил фотоаппарат (старенький ФЭД, который жив до сих пор) и сказал, чтобы я сама с ним разбиралась.
Он показал основные понятия, выдал экспонометр и все. Дальше — сама. Дом пионеров, кружок в пионерском лагере.
В общем, фотографировала всю жизнь, начиная с детства. Сама проявляла и печатала тогда еще черно-белые фотографии.
Они до сих пор мне нравятся больше, чем цветные, в них как-то лучше отражаются эмоции, ничего не отвлекает.
Черно-белая фотография обладает мистическими свойствами, способна притягивать, затягивать в себя. Именно поэтому уважаю творчество Хельмута Ньютона.

intervyu-s-fotografom-miloj-solovevoj-pic2

Как учились фотографии? Есть ли какие-то книги или сайты, которые вы могли бы посоветовать нашим читателям?

Училась в Международной Академии Фотографии. Помимо этого всегда читала книги по фото, интересовалась, что нового происходит, посещала мастер-классы и семинары мэтров фотографии.

Рекомендую книги авторов: Мураховский, Лапин, Моргулис, Келби, Фрост. Ну и конечно же — читать автобиографии известных фотографов, например Хельмут Ньютон, Анни Лейбовиц.

На самом деле, сейчас огромный выбор, и сложновато соориентироваться в таком изобилии. Лучше всего прийти в книжный магазин, открыть книгу и посмотреть, насколько понятным языком она написана. И интернет. Множество сайтов со статьями о фото, композиции, камерах и фотошопе (последнее стало неотъемлемой частью фотографии, все стараются выразить себя не только в кадре. но и в его пост-обработке).

Из сайтов могу прорекомендовать следующие:
http://www.rosphoto.com/ — журнал фотодело
http://buy-books.ru/photographers/ — известные фотографы мира
http://prophotos.ru/ — уроки по фотографии
http://www.photographer.ru/ — статьи о фотографии

Сейчас огромное разнообразие зеркальных камер на рынке, и если с «тушкой» все более-менее понятно, то с объективом сложнее. Какой бы вы посоветовали в качестве первого и на какую оптику смотреть, с появлением опыта?

Когда я купила себе цифровую камеру, не задумывалась, какой объектив брать — 17-85, для начинающих вполне подходит, и по фокусному расстоянию и по светосиле, хотя конечно L-серия гораздо лучше во всех отношениях. Но не все могут себе сразу позволить дорогой объектив. В этом случае можно обратить внимание на фирмы, которые делают к тому же никону и кэнону объективы дешевле, что не значит хуже, например: тамрон, сигма, солигор.
Профессионалы используют набор серьезных дорогих стекол, обычно рюкзак фотографа весит 10-12 кг.
В моем наборе 24-105, 70-200, и фиксы (объективы с фиксированным растоянием) 50, 85 мм, еще есть фишай, широкоугольник. Для творчества можно приобрести макрообъектив и титл-шифт, но сначала главное — определить для себя, что именно хочется фотографировать, портреты, пейзажи, натюрморты или архитектуру. И уже после этого покупать.

intervyu-s-fotografom-miloj-solovevoj-pic3

Какой набор фототехники у вас обычно с собой на съемке? Чем обусловлен такой выбор?

Камера, вспышка и универсальный объектив. Такой репортажный набор, который позволяет быть везде и не мешать окружающим. Этот набор удобно носить с собой всегда, особенно в поездках. Для съемки love-story я использую только 50мм фикс, он дает красивое бокэ (рисунок, у каждого объектива он свой).

Можно ли работать на улице в дождь? Есть ли какие-то специфические приемы съемки, которые позволяют получить хорошие фотографии?

Конечно! В дождь могут получиться удивительные картинки! Использовать капли на стекле, струи дождя, даже пресловутую дождевую стену. Про приемы  — тут нет каких-то железных правил. Увидел — снимай! Потому что момент длится доли секунды, и если не успел поднять камеру и нажать на спуск, все, он упущен и уже не будет этих счастливых глаз. Природу снимать проще, пейзаж например — он не развернется и не уйдет в самый ответственный момент. Но пейзажная съемка требует определенных приемов, у каждого фотографа они свои. Кто-то использует штатив и часами выжидает «того самого освещения», чтобы один раз нажать на спуск. А кто-то, проходя мимо, нажимает на кнопку и получает шедевр. Скорее это особенность видения самого фотографа, ведь снимает не камера, а человек.

Не секрет, что для получения хорошей фотографии нужно найти контакт с человеком, чтобы он чувствовал себя раскрепощенно перед камерой. Как вы этого добиваетесь?

intervyu-s-fotografom-miloj-solovevoj-pic6Да, это действительно важно. Мои заказчики не только профессиональные модели, кто-то заказывает фотосессию в подарок себе или подруге, здесь важен контакт, чтобы человек почувствовал себя уютно, комфортно, смог выразить себя перед камерой. Поэтому я использую общение, стараюсь разговорить, пошутить, рассказать историю, ищу подходы.
Могу начать ругаться, если вижу, что модель зажата и никакие разговоры не помогают или, как вариант, предложить 50 грамм коньяка, некоторым это помогает, но это не тот выход, которым надо пользоваться постоянно. Лучше всего пообщаться до начала фотосессии, попробовать найти точки соприкосновения. Если, например, это будущие молодожены, то я предлагаю им сделать тестовую съемку, предсвадебную. На ней я показываю позы, смотрю удачные ракурсы, и это им позволяет на самой свадьбе вообще забыть о том, что я нахожусь рядом, фотографирую их. А когда они просматривают фото, то я часто слышу комментарии «А когда ты это сняла?? Мы этого не помним!!!». Мне кажется, это хороший показатель, особенно, если фотографии радуют, нравятся и их хочется пересматривать снова и снова.

Как вы понимаете, что сейчас именно тот момент, когда нужно сделать кадр?

Нажать на кнопку? Я снимаю не задумываясь, тот ли это момент или не тот. В репортаже важно этот самый момент не пропустить, лучше сделать несколько лишних кадров, чем не сделать самого важного. Конечно, я слежу в видоискатель за ситуацией, фактически, камера — часть моего зрения, смотрю сквозь камеру зачастую по 14 часов в день. Да, иногда приходится ждать. Вот ситуация, модель зажата, я слежу за ней сквозь видоискатель, при этом постоянно что-то говорю, комментирую, камеру не опускаю. Модель ждет-ждет, но ничего не происходит, в какой-то момент она перестает мучить себя ожиданием и расслабляется, отвлекается, забывает — вот тогда я и начинаю снимать.

Из чего состоит свадебная фотосессия? Есть ли список «обязательных» кадров, обговариваете ли вы заранее какие фотографии хотят получить молодожены?

Свадьба состоит из нескольких этапов: утро невесты (будуар) и жениха, встреча жениха и невесты (выкуп), загс, прогулка, ресторан. Если в день свадьбы молодожены венчаются, то в этот перечень добавляется венчание. Список обязательных кадров как правило предлагают пары, бывают конкретные пожелания — обязательно снять каждого гостя отдельно, сделать портреты родителей и т.д. Но я стараюсь не только ухватить все нюансы свадебного дня (нет одинаковых свадеб даже при самом традиционном сценарии), но и найти какие-то нетрадиционные моменты, кадры, подловить эмоции. При первой встрече я интересуюсь у пары, что они хотят видеть в результате, кто-то приносит мне на диске или флешке примеры фото, которые они собрали по интернету, кто-то просит сделать как в фильме или стилизацию под ретро. С одной из пар мы разрабатывали сценарий свадьбы вместе, продумывали все нюансы, начиная от сборов и заканчивая разрезанием торта. Ездили в те места, где собирались быть в день свадьбы и смотрели, что лучше использовать во время съемки. Это действительно была серьезная подготовка. Об этой свадьбе потом написали в одном из свадебных журналов.

intervyu-s-fotografom-miloj-solovevoj-pic5

Очень многие люди не умеют позировать. Как взаимодействуете с ними, выстраиваете постановочный кадр или стараетесь поймать наиболее естественное положение?

Пробую все возможные варианты, комбинирую, ловлю моменты и использую отвлекающие маневры.

Есть ли у вас фотосессия мечты, которую вы бы непременно хотели снять?

Да, у меня есть идеи проектов, которые я очень хочу реализовать. О планах говорить не буду. Поскольку идеи витают в воздухе,  реализацию одной из моих задумок обнаружила у известного фотографа. Ничего удивительного, ведь все мы люди творческие и иногда к нам приходят одинаковые мысли.

Какой доход приносит коммерческая фотография относительно ваших ожиданий?

Не хотела бы обнадеживать новичков, что коммерческая фотография приносит баснословные доходы. Все зависит от того, как и что делать. Если работаешь, прикладываешь каждодневные усилия, двигаешься, то получаешь адекватную отдачу. А если целыми днями лежать на диване и ждать, что с неба упадет манна небесная — то вряд ли можно получать результат. Все почему-то уверены, что фотография, это самый простой способ заработать — нажал на кнопку, получил деньги. Это вовсе не так, это такой же труд, как и любой другой. Но окружающие почему-то убеждены, что фотограф занимается любимым делом и уже от этого должен получать удовольствие, а зачем тогда платить? Иногда ко мне обращаются насчет съемок на основе TFP, соглашаюсь только на уникальные проекты, когда это действительно интересно, но в этом случае расходы по аренде студии, визажу и т.п. несет модель. Многие забывают, что работа фотографа состоит не только из самой съемки, сюда входит и конвертация фотографий, цветокоррекция, а на это иной раз уходит не один день, а то и недели.

Цены на фотосъемку у разных фотографов могут отличаться в разы. Из чего по вашему строится стоимость?

intervyu-s-fotografom-miloj-solovevoj-pic4Амортизация аппаратуры, раскрученность имени фотографа, временные затраты на подготовку, пост-обработку. Если разобрать, что включает в себя работа фотографа, то окажется, что один человек совмещает в себе и менеджера, и дизайнера, и продавца, и креативщика. Все это стоит определенных денег.

Начинающие фотографы изначально совершают ошибку, ради получения опыта и наполнения портфолио работая бесплатно или «за еду». Потом очень сложно объяснить заказчикам, почему за то, что делалось бесплатно, теперь берутся деньги. И почему вдруг товар начинает стоить гораздо дороже, чем стоил «до того». Есть фотографы, которые мечтают попасть в определенную нишу, направление — для достижения этих целей они идут на различные ухищрения. Например, фотограф хочет снимать светские мероприятия — для этого надо получать аккредитации. И вот такие фотографы работают долгое время только за  аккредитацию, не получая за свой труд ничего, при этом обесценивая труд других фотографов, которые работают рядом с ними. Я считаю этот путь неправильным, есть и другие возможности для достижения целей, главное — правильно и вовремя их найти.

Как заказчику определить «стоит» ли фотограф запрашиваемых денег?

Не всегда портфолио раскрывает потенциал фотографа. Да и непросто по одной фотографии, выбранной из тысячи, определить, стоит ли фотограф запрашиваемых им денег. Иной раз получается, что эта самая фотография — единственная, а все остальное — мусорный материал. Некоторые фотографы просто ленятся делать свои сайты и показывать свои работы, что тоже абсолютно неправильно. Поэтому и важны встречи фотографа и заказчика. Посмотреть не только портфолио, но и всю съемку полностью. А в интернете можно столкнуться и с обманом. Некоторые фотографы воруют работы других мастеров, наполняя свое портфолио и вводя заказчика в заблуждение. Это тоже немаловажный фактор, только мастер может предъявить заказчику оригиналы своих работ (рав-файлы например или оригиналы jpg-файлов).

Раскройте какой-нибудь персональный фотосекрет.

У меня нет секретов, все свои наработки держу открытыми, и если ко мне приходят ученики, все им рассказываю. Пишу книгу «Фотография по-женски». Первый урок уже есть на одном из фотосайтов в свободном доступе. Очень важно, чтобы те, кто начинает, понимали всю специфику работы, а не только думали, что фото — это щёлк и шедевр. Чтобы получить качественный кадр, нужно потрудиться, поискать ракурс, свет, композицию. Когда училась в Академии — усвоила один важный момент: прочитал теорию, пойми ее тут же на практике, опробуй все возможные варианты и тогда будет действительно хороший результат.

intervyu-s-fotografom-miloj-solovevoj-pic7

Спасибо за интересные ответы, предлагаю теперь рассказать нашим читателям о том, какого рода услуги в области фотографии вы предлагаете, какова стоимость, бонусы, отличие от конкурентов.

Я занимаюсь репортажной фотографией — мероприятия, премьеры фильмов. Фотографирую фестивали (Кинотавр, ММКФ, Московская премьера), конференции, корпоративы, свадебная и семейная фотосъемка, дети, портфолио для моделей. Сейчас больше светский фотограф, чем свадебный, хотя не отказываюсь ни от чего. Ведь важно не то, что снимаешь, а как. Если результат превосходит ожидания, нравится заказчику, то почему нет? Я училась фотографировать не только людей, но и предметы (предметная съемка), натюрморты, пейзажи, архитектуру, макро. Конечно, у каждого фотографа есть свой «конек», но мне кажется, нельзя зажиматься в одном направлении — это творчество, здесь можно двигаться куда угодно, и в плоскости, и вверх, и в стороны, параллельно, перпендикулярно. Ограничений нет! Главное — не останавливаться!
Бонусы — да, я предлагаю скидки студентам. Участвую в благотворительных проектах — но здесь сложный момент, ведь не всякое дело можно назвать благотворительностью. Если организация не может мне заплатить, то вполне возможно, у нее есть для меня бартер, какое-то интересное предложение.

Мои расценки есть на сайте, но цена — очень индивидуальна, в каждом случае обсуждается с заказчиком. Если заказчику очень хочется получить именно мои фотоработы, но он ограничен в средствах, я ему не откажу, мы обязательно найдем компромисс. Мой сайт —  http://only.nu.

Галерея работ Милы

intervyu-s-fotografom-miloj-solovevoj-pic8 intervyu-s-fotografom-miloj-solovevoj-pic9 intervyu-s-fotografom-miloj-solovevoj-pic10 intervyu-s-fotografom-miloj-solovevoj-pic11 intervyu-s-fotografom-miloj-solovevoj-pic12 intervyu-s-fotografom-miloj-solovevoj-pic13 intervyu-s-fotografom-miloj-solovevoj-pic14