Отличие профессиональных зеркальных камер от любительскихЗеркальные камеры еще со времен пленочной фотографии были уделом профессионалов. Сейчас, в цифровую эпоху, многие считают, что именно покупка такой камеры позволит значительно улучшить их снимки. И тут возникает проблема, какую модель выбрать: недорогую любительскую или не жалеть денег и взять сразу профессиональную. Однако человеку не связанному с фотографией  напрямую подчас бывает сложно понять, чем же на самом деле отличаются эти два класса камер и почему у них такая разная цена.

Прежде всего хочу сказать пару слов о самом разделении классов камер. Вполне понятно, что и профессиональный фотограф и любитель могу использовать любую камеру и достигать впечатляющих результатов. Дело тут именно в человеке, а техника вторична.

С другой стороны коммерческая фотографии, т.е. съемка за деньги, очень требовательная к качеству конечного снимка и самое главное к съемке момента. Иными словами, фотография в семейный альбом может получится с пятой попытки, после нескольких минут копания в настройках и расстановки персонажей, а например снимок со спортивного события либо есть, либо фотограф его упустил и второго шанса уже не будет. Отсюда и идут основные отличия профессиональной техники: более быстрая и точная автоматика, больше элементов управления и возможность использовать камеру в более суровых условиях.

Если сравнивать профессиональный фотоаппарат и камеру для любительской съемки, то первое, что бросается в глаза, это как раз размеры и все, что ими обусловлено. Действительно, при длительной съемке большой фотоаппарат удобнее, даже не смотря на вес. Более того, он удобен и при использовании крупных объективов. Как следствие размеров, на корпусе умещается больше органов управления, зачастую появляется второй слот под карту памяти, камера имеет более емкий аккумулятор и заметно лучше защищена от неблагоприятных погодных условий.

Органы управления Canon 5D Mark III Органы управления Canon 750D

Однако все это нужно при «быстрой» съемке, когда события вокруг меняются молниеносно, а фотографу необходимо снимать много часов подряд и возможно при плохой погоде. Если же вы планируете щелкать на автомате и в лучшем случае пару десятков кадров в день, то подобный функционал просто не понадобится. Даже если каких-то настроек нет прямо под рукой, все можно найти в меню, пусть это займет какое-то время, но вам ведь не нужно бежать за невестой!

Многие скажут: размеры — это понятно, но внутри у профессиональной камеры лучше «начинка», поэтому она дает лучшее качество снимков, и будут неправы. Грубо говоря, процесс съемки можно разделить на два этапа: «подготовка» и непосредственно «получение изображения». На первом этапе камера наводится на резкость и оценивает экспозицию, на втором происходит попадание света на матрицу, обработка сигнала и запись снимка в память. Очевидно, что в начале задействованы системы фокусировки и экспозамера, а потом матрица и система обработки сигнала с нее. Давайте поговорим о них подробнее.

Чтобы получить резкую фотографию, нужна точная фокусировка, ее датчики вы видите в виде прямоугольников в видоискателе. Причем здесь роль играет не столько количество точек фокусировки, сколько их тип. Если в двух словах, то крестовые датчики всегда лучше, чем обычные линейные. На мой взгляд, необходимым минимумом является 9 крестовых точек фокусировки.

Система автофокусировки Canon 5D Mark III

Стоит отметить, что обычно более продвинутые системы фокусировки появляются именно в профессиональных моделях и затем постепенно спускаются вниз по линейке. Действительно, еще несколько лет назад любительские камеры имели довольно примитивный автофокус, что приводило к большому количеству нерезких фотографий, особенно со светосильной оптикой. Сейчас же только модели начального сегмента отстают по этому параметру.

Второй системой, участвующей в подготовке снимка, является экспозамер. Тут все не так однозначно. Для профессионалов экспозамер — это скорее справочная информация и значения, которые выдала камера, часто изменяются с помощью экспокоррекции. Поэтому важно знать более точные параметры выдержки-диафрагмы в локальной области, чтобы затем настроить камеру в соответствии с замыслом.

Для любителя ситуация иная, зачастую важно получить максимально ровный и правильно проэкспонированный снимок. Таким образом нужно учитывать более широкую область, а не отдавать предпочтение локальному участку. Это приводит к тому, что любитель просто отдает всю работу по определению экспозиции автоматике и широкие возможности по тонкой возможности не востребованы.

Следующий этап — получение и обработка снимка. Может быть тут кроется какая-то технология, которая отличает профессиональный фотоаппарат от любительского? Опять нет. Зачастую и матрица и процессор в разных камерах одинаковые. Могут быть некоторые вариации обработки, возможны улучшения в новых версиях, но кардинальных различий нет. А иногда бывает и так, что в более низких по иерархии камерах стоят более новые матрицы и качество картинки с них, например в сумерках, даже выше.

Фото снятое на Canon 40D

Как видите, разница между профессиональной и любительской техникой не так и велика. К слову, фотография выше сделана на уже далеко не новый Canon 40D, который по начинке уступает почти всем современным фотоаппаратам. Поэтому можно сказать, что покупая любую зеркальную камеру, может быть кроме моделей самого начального уровня, вы получаете полноценный инструмент для качественных снимков. Разница состоит в первую очередь в эргономике, т.е. более развитых возможностях управления у старших моделей, которые не сказываются непосредственно на качестве картинки, а влияют в первую очередь на быстроту съемки и помогают «поймать момент».

Если дать профессиональную камеру любителю, то он просто не будет полностью использовать ее возможности и наоборот, любительская камера в руках профессионала вряд ли ограничит его творческий потенциал, она будет лишь менее удобной в работе. Поэтому при выборе камеры, ориентируйтесь на то, как вы будете ее использовать. Любительский фотоаппарат — это прекрасный инструмент на каждый день с широкими возможностями, но для профессиональной съемки нужно немного больше.