Несколько слов о панораме, как о формате. Очень часто даже самый широкоугольный объектив не дает нужного угла охвата при съемки красивых пейзажей или городов. Особенно это заметно на фотоаппаратах с кропом. Вот тут как раз и приходит на помощь возможность объединить несколько фотографий в одно изображение. Стоит отметить, что при этом резко возрастает детализация изображения. Для панорамы из 5 кадров, снятой 10 мегапиксельным фотоаппаратом, даже при обрезании исходных кадров в программе в половину, получается 25 мегапикселов конечного изображения. Это позволяет создавать очень яркие и объемные изображения при просмотре которых зритель будет открывать все новые и новые детали. Поэтому некоторые трудности, которые стоят на пути создания панорамного изображения, с лихвой окупаются результатом.
Правила, которые будут рассмотрены в этой части, носят более практический характер и относятся не столько к процессу подготовки, сколько непосредственно к самой съемке панорам. Кто пропустил первые пять, советую прочитать предыдущую часть — правил съемки панорам, а для тех, кому интересно, как склеивать панорамы- создание панорам в Photoshop. Итак, продолжим.
Правило шестое — при съемке обязательно наложение кадров.
Вряд ли можно составить панораму из кадров сделанных встык. Программы этого точно не умеют. Поэтому все фотографии должны накладываться друг на друга. Для Photoshop достаточно 20% наложения, но лучше если это будет треть кадра или даже половина. В этом случае, даже при «бракованном» кадре будет возможность восстановить его часть из других и панорама не особенно пострадает.
На примере маленькая панорама из 3-х кадров. При перекрытии желательно, чтобы движущиеся элементы были сосредоточены в одном кадре. Например машины на левой фотографии успели проехать некоторое расстояние прежде, чем была сделана средняя фотография, но благодаря перекрытию кадров на конечной панораме этого не будет заметно.
После сведения места сшивки незаметны благодаря возможности сопоставить картинку наложением соседних кадров.
Правило седьмое — панорама снимается слева направо.
Прежде всего такой порядок обусловлен удобством последующего просмотра и алгоритмами работы программ склеивания панорам. Если снимать в другом направлении, то при отборе фотографий будет сложно восстановить для себя общую картину, кроме этого возможны некоторые проблемы при последующей склейке.
Правило восьмое — фотографировать нужно быстро.
Сначала стоит оценить предстоящую панораму, затем сделать все необходимые настройки. После завершения подготовительного этапа нужно просто смотреть в видоискатель и делать снимки не прерываясь. Если сделать перерыв в серии кадров, то может измениться освещение, переместятся облака, подует ветер и панорама уже не сойдется без проблем. Излишняя торопливость тоже не нужна после перемещения фотоаппарата его нужно четко зафиксировать, особенно при относительно длинных выдержках, чтобы избежать смазывания картинки. В среднем на каждый снимок должно уходить не более 1-2 секунд, т.е. съемка панорамы из 5-7 снимков займет где-то 10 секунд.
На примере ночной панорамы видно, что из-за значительной выдержки отражение на воде справа не соответствует подсветке здания, которая успела измениться в процессе съемки. В данном случае это незначительный минус, но при относительно динамичном сюжете могут быть более значительные недочеты, например изменение положения кораблей от волн на море.
Правило девятое — трюк с пальцами.
Очень полезный совет подсмотренный в книге Скотта Келби «Цифровая фотография». Перед началом съемки панорамы нужно сфотографировать 1 палец, а после последнего кадра 2 пальца. Таким образом при просмотре отснятого материала сразу будут видны начало и конец серий снимков для панорам. На практике это выглядит следующим образом:
Красным подчеркнуты начало и конец серии кадров для панорамы. Этот простой метод позволяет существенно экономить время на поиск нужных кадров среди однотипных снимков.
Правило десятое — нет никаких правил.
Фотография не имеет законов и правил, которые, будучи установленными раз и навсегда, гарантируют получение превосходных снимков. Поэтому все правила, которые приведены выше, на самом деле, облегчают съемку панорам, но вовсе не обязательно слепо их выполнять. Единственное, что сделать действительно необходимо, это допускать достаточно большое наложение кадров, в противном случае рассчитывать на автоматическое сведение панорамы не стоит.
В любом случае я надеюсь, что эти простые рекомендации помогут получить действительно красивые панорамные снимки и помогут избежать ошибок и неудач.
Екатерина says:
Окт 8, 2009
хорошая статья. Мне кажется, что с течением времени твои писательские навыки оттачиваются и читать становится все интереснее и интереснее. И еще, симпатичные и оригинальные у тебя фотографии. Очень любопытная фотография Москва-сити (особенно несовпадающее отражение в реке).
Панорама says:
Окт 29, 2009
Главное потом случайно не склеить в панораму свои пальцы :)
xela says:
Окт 30, 2009
Это нужно очень постараться. :)
Лиза says:
Янв 11, 2011
Здравствуйте, xela. Прочитала обе ваши статьи, спасибо, познавательно! Слепила панорамку для себя, для пробы, из 6-ти фотографий. Снимала со штатива. В комнате висит обыкновенная люстра с желтым светом. Выставила постоянное значение экспозиции по вашему совету. Склеивала в фотошопе cs2. И вот, что вышло — http://i045.radikal.ru/1101/68/ba58c49d9b96.jpg
Подскажите, пожалуйста:
1) Почему появились диагональные полосы (делят панораму на 6 частей, ровно столько и фотографий было сделано для нее)? И почему они разные по цвету?
2) Что бы вы посоветовали мне сделать с кондиционером, белым свитером и занавеской, где все пошло вкривь и вкось? Например, свитер и кондиционер я бы вырезала нужного мне размера из фотографии и потом наложила бы сверху. А с занавеской — ума не приложу.
Мне предстоит делать панорамы клубам и ресторанам. Боюсь, как бы там таких «занавесок» не возникло.
Заранее спасибо, очень надеюсь на ваш ответ :-)
xela says:
Янв 11, 2011
Лиза, что-то пошло не так. У вас лампочки какие стоят не энергосберегающие случаем? При склеивании у вас галочка «Blend Images Together» стоит? Начиная с CS3 была полностью переделана утилита объединения фотографий, попробуйте поставить более новую версию или воспользоваться другими программами. Насколько помню в CS2 нужно приводить все фотографии к одной экспозиции и балансу белого, да и ошибки при объединении у него более частые. Я как раз сегодня делал 4 панорамы на CS4, довольно сложное освещение, да еще и съемка с рук, вообще без проблем.
Лиза says:
Янв 12, 2011
Принимаю совет установить более новую версию шопа :-) Дело в том, что в cs2 вообще не выдает “Blend Images Together”, “Vignette Removal” и “Geometric Distortion Correction”, поэтому и галочку некуда было ставить.
А лампы не электросберегающие. Самые обыкновенные, которые висят во всех квартирах с советских времен :-), не знаю, как они правильно называются. Тогда после установки нового шопа я к вам еще вернусь, либо за очередным советом, либо с благодарностью :-)
Лиза says:
Янв 12, 2011
Снова я по вашу душу. Установила cs4, но при попытке выбрать Автоматизацию -> Объединение фотографий выдает вот такую вот ошибку… http://s42.radikal.ru/i098/1101/9d/480f1afcf327.jpg
Гугл мне ничем не помог в ее решении (
Это сообщение не совсем по теме, понимаю, но если не пройдет модерацию, ответьте, пожалуйста, на почту; кроме вас, мне сейчас действительно некого спросить на этот счет :(
xela says:
Янв 13, 2011
Попробуйте удалить и установить заново. Это скорее всего какая-то ошибка при установке.
Максим says:
Мар 7, 2017
На панорамной фотографии здания на правом берегу реки наклонены в сторону воды. С чем связаны такие искажения?
xela says:
Мар 9, 2017
С алгоритмами обработки. Автомат не всегда и не все делает «правильно».