Панорамы позволяют получать очень яркие и интересные фотографии, которые максимально приближены к картинке воспринимаемой человеком по широте угла зрения. Такие снимки создают эффект присутствия в изображенном пространстве. Конечно панорамы подходят только для ограниченного числа сюжетов, а именно городских или природных пейзажей. Основным отличаем сюжета для панорамы является его относительная статичность, т. е. динамичные сцены, за редким исключением, для создания панорам не подходят.
Съемка панорама особенно хороша, когда в кадре большое количество разнородных объектов и есть четкое разделение разных планов. Скажем панорамная съемка степи, или моря без интересных объектов на переднем или среднем плане, даст скучное плоское изображение. При этом, если в кадр кроме моря попадают скалы на переднем плане, фотография будет намного более объемной, а значит и интересной зрителю.
При съемке многокадровых изображений существует правила, которые обусловлены склейкой нескольких изображений в одно после съемки. Они направлены прежде всего на получение однородной картинки с одинаковыми значениями освещенности, фокусировки, баланса белого. Другими словами все полученные изображения для одной панорамы должны быть сделаны при одинаковых настройках. Кроме этого необходимо быстро получить все кадры, чтобы условия съемки и объекты в разных частях конечной панорамы были сопоставимы.
Правило первое — использовать штатив.
Для съемки панорам нужно использовать штатив или хотя бы монопод. Конечно можно обойтись и без дополнительных приспособлений, особенно если набита рука. Но часто это приводит к нежелательным последствиям в виде нерезких промежуточных кадров, что еще терпимо, и к вертикальному смещению фотоаппарата, что уже критично.
Например на этой панораме вполне понятное желание захватить красивую текстуру стены привело к вертикальному смещению фотоаппарата. Как результат у исходного изображения придется достаточно сильно обрезать края, чтобы не потерять детали стены.
Кроме этого может несколько измениться наклон камеры, что приведет к схождению параллельных вертикальных линий и затруднит работу программы создания панорам. Результат может быть похож на пример внизу.
На исходных фотографиях вертикальные линии слева была наклонены существенно меньше, но Photoshop при сведении очень заметно изменил изображение. Конечно такие искажения можно исправить, но опять же это сопряжено с потерей части панорамы на обрезку.
Правило второе — постоянные значения экспозиции.
Если у снимков экспозиция будет отличаться, то при сведении панорамы части изображения могут быть светлее или темнее остальных. Чтобы этого избежать нужно настроить фотоаппарата для съемки в ручном режиме. Выглядит сложно только на первый взгляд, после некоторой тренировки все манипуляции будут занимать меньше минуты.
Для начала выбираем режим приоритета диафрагмы (на камерах Canon обозначается Av), при этом диафрагму выставляем на достаточно большое значение, чтобы получить резкое изображение по всему полю, обычно оно не менее 11. Далее наводим фотоаппарат на самую значимую часть изображения, например середину будующей панорамы и наполовину нажав на спуск запоминаем значение выдержки. Если выдержка слишком большая, например при съемки панорамы в сумерках, можно поднять значение ISO. После достижения удовлетворительного значения выдержки переходим в ручной режим (у Canon — M) и выставляем наши значения выдержки-диафрагмы.
Помимо этого стоит переставить значение баланса белого с автоматического на определенную предустановку, чтобы фотоаппарат не изменил его в процессе съемки. Если файлы сохраняются в формате Raw, то этого можно и не делать.
После этих настроек мы гарантированно получим одинаковую экспозицию для всех кадров серии.
Правило третье — постоянные значения фокусировки и фокусного расстояния.
Чтобы уменьшить число кадров в серии для панорамы и как можно больше захватить в поле зрения камеры, при съемке панорам обычно используют самое короткое фокусное расстояние, доступное на объективе. При этом, чтобы избежать изменения пропорций объектов, оно не должно меняться для всех кадров серии.
Помимо фокусного расстояния, если на фотографии есть несколько планов, желательно, чтобы камера не изменяла фокусировки и все объекты были четкими. Для этого можно сделать тестовый снимок с заданным значением диафрагмы, и, если качество фотографии устраивает и все важные объекты в фокусе, переключить объектив в режим ручной фокусировки. После этой настройки фокусировка не будет меняться на протяжении всей серии кадров.
Правило четвертое — лучше снимать без светофильтров.
Для начала стоит несколько раз в разных условиях попробовать фильтр или комбинацию и решить для себя стоит ли использовать их при съемке панорам. Потенциальными проблемами может быть обесцвечивание или затемнение изображения по краям кадра. Кроме этого в кадре могут появляться блики, особенно это заметно при съемке на ярком солнце. Отдельно стоит упомянуть поляризационный фильтр, он безусловно может улучшить качество фотографии, но при съемки панорам, при изменении угла объектива к солнцу могут происходить искажения цветов, как на примере ниже.
Слева на фотографии, снятой с поляризационным фильтром, кроме бликов сильно искажены цвета, конечно это можно поправить программно, но иногда проще отказаться от использования фильтров.
Правило пятое — панорама выглядит лучше при вертикальном положении камеры.
Вертикальное положение камеры дает больший охват вверх и вниз, чем горизонтальное. Конечно вертикальных кадров для создания панорамы равной протяженности понадобится больше, но в большинстве случаев такая панорама будет выглядеть лучше. В случае, когда снимается панорама относительно близко расположенного объекта вертикальная ориентация камеры — единственно возможный вариант охватить нужный вид. Для сравнения приведу две панорамы одна вертикальная, а вторая обрезана до размера горизонтальных кадров.
Камера для создания этой панорамы была ориентирована вертикально. Театр снимался с близкого расстояния, т.к. находится прямо рядом с крупным шоссе, на самом широком угле.
Та же панорама, но обрезанная по вертикали до размера кадра при горизонтальном положении фотоаппарата. Для получения аналогичного верхней угла обзора нужно было бы делать 2 ряда фотографий на всю ширину изображения, что практически нереально.
На этом сделаем небольшой перерыв. Остальные 5 правил и выводы будут сделаны во второй части статьи о правилах съемки панорам. Так же советую почитать о том, как склеивать панорамы в фотошопе.
Панорама says:
Окт 29, 2009
Правило пятое – панорама выглядит лучше при вертикальном положении камеры — можно делать многорядные панорамы в любой ориентации фотоаппарата. PTGui, например, может клеить панорамы снятые с рук, и даже с разным углом наклона. А дополнительный плагин смартбленд выравнивает экспозицию фотографий при склейке.
xela says:
Окт 30, 2009
Да, безусловно, но для начинающих, особенно если рука не набита это будет слишком сложным. А панорамы снятые с рук клеит и фотошоп. Если не секрет, чем вы клеите 360 градусные, очень эффектно получается?
Gurzuf says:
Апр 8, 2010
Есть самодельные приспособления которые ставят центр объектива на ось вращения, очень даже хорошо получается.
Анастасия says:
Июл 31, 2013
Добрый день!Скажите,пожалуйста,как фотоаппаратом Canon 650D снимать панораму?Не нашла такой настройки-перечитала инструкцию сто раз.Спасибо!!!
xela says:
Июл 31, 2013
Насколько я помню внутрикамерной функции создания панорам у Canon 650D нет. На сайте есть статья о том как сшивать панорамы в Photoshop.
Анастасия says:
Июл 31, 2013
Спасибо!А конкретно фотографировать как?Не пойму…вот выбрала пейзаж-мысленно лею его на кадры и каждый фотографирую.Потом сшиваю в ФШ.Верно?)
xela says:
Авг 1, 2013
Ну не совсем так. Настраиваете фотоаппарат, чтобы фокус и экспозиция были одинаковыми для всех снимков и просто снимаете с одной стороны в другую так, чтобы часть кадра обязательно перекрывалась, потом сшиваете в ФШ.
Александр says:
Окт 22, 2013
после сшивки панорама получается ступеньками по горизонтальной кромке или где то шире где то ужи в этиг же областях,в следствии приходится много обрезать.Снимаю с штатива,что делаю не правильно.И ещё вопрос,после склейки и сохранения панорамы могу
порезать эту панораму на отдельные сюжеты и будут ли потери в качестве
xela says:
Окт 23, 2013
Простой пример: фотоаппарат в одной точке, снимаем 3 кадра налево-середина-направо. Если вы поставите перед собой камеру и просто покрутите в одной точке, то заметите, что при съемке налево и направо объектив перемещается относительно параллельной линии в центральном положении. Получается, что при подобной съемке на крайних кадрах захватится часть области ближе к вам по нижней кромке кадра, а на центральном снимке дальше от вас по верхней кромке. Чтобы этого избежать, надо либо перемещаться вместе с камерой, либо использовать специальную панорамную голову для штатива.
После склейки, при сохранении, применяются алгоритмы сжатия jpg (если вы сохраняете в этом формате), т.е. отбрасывается часть информации. При повторном открытии ее уже будет неоткуда взять. Это приводит к артефактам в виде заметных квадратиков на границах и т.п. Современные алгоритмы, при высоком качестве сохранения (в Фотошопе 10-12), довольно аккуратно поступают с картинкой и еще пару повторных открытий-сохранений она выдерживает, а потом начинаются заметные потери в качестве. Поэтому лучше сохранять готовую панораму в psd со всеми слоями, в нем информация не теряется.
Александр says:
Окт 24, 2013
Спасибо за ответ,а не мог либо посоветовать головку для панорам в приделе 15.000руб .Штатив есть с тремя нивелироми.Не думал,что ответите обычно на форумах все крутые,ка будто родились фотографом.
xela says:
Окт 24, 2013
Конкретные модели не посоветую, т.к. особенно не интересовался. Точно есть головы у Manfrotto и даже можно найти до 15к. Лучше по этому вопросу в профильных форумах проконсультироваться.