Не так давно обзавелся новыми книгами по обработке фотографии. Их обзор вы увидите в ближайшее время в рубрике Книги для фотографа. Так вот, разные авторы очень рекомендуют использовать при подготовке и обработке фотографий цветовое пространство AdobeRGB или даже ProPhotoRGB, как более широкие по сравнению с обычным sRGB, которое стоит по умолчанию у большинства. Возможно, на Западе это и входит в стандарт, у нас же такой подход я считаю не совсем правильным. Судя по тому, что написано в книгах, такой вариант дает более широкие возможности в обработке, на печати и т.п. Однако авторы умалчивают о некоторых потенциальных проблемах, которые усложняют работу в этих цветовых пространствах. Постараюсь на конкретных примерах рассказать, что к чему.
Для начала остановимся на вот каком вопросе — что же такое цветовое пространство вообще? Цифровая фотография потому и называется цифровой, что все цвета описаны цифрами. Цветовое пространство — это модель описания цветов. Естественно, что у различных устройств разные возможности по отображению картинки. Скажем, в связке экран фотоаппарата-монитор-принтер присутствуют по сути три разных устройства, каждое из которых показывает картинку по-своему. Наша задача — сделать так, чтобы результат на этих трех устройствах был примерно одинаковым, без сильных колебаний. Для этого и придуманы цветовые пространства. В идеальном случае применение одной модели для всех устройств в описанной выше связке должно дать одинаковую картинку, но в жизни все оказывается не совсем так.
Хотя выбор цветового пространства важен именно при обработке фотографии, часто этот вопрос возникает уже на стадии съемки, поскольку данный параметр можно выбрать внутри камеры. Если вы снимаете в RAW, то вопрос выбора просто не стоит. Цветовое пространство присваивается только после конвертации, а в камере оно используется лишь для генерации превью, которую вы видите на экране. Иными словами, снимок RAW в любом выбранном пространстве будет одинаковым. А вот при съемке в JPG этот параметр учитывается. Вообще говоря, я не считаю правильным снимать в джпеге, но если вдруг вы так делаете, то лучше выбрать формат sRGB. Далее я расскажу почему.
Как я уже писал выше, в большинстве книг упоминаются три цветовых модели, которые мы расположим в порядке увеличения количества описываемых цветов: sRGB, AdobeRGB, ProPhotoRGB. Казалось бы, чем больше цветов, тем лучше! Ан, нет. Дело тут вот в чем: профиль sRGB был создан, чтобы описать все цвета, которые можно вывести на относительно недорогих мониторах. Этот профиль выглядит более-менее одинаково на всех устройствах вывода. AdobeRGB обладает большим охватом в сине-зеленой и оранжевой области спектра, но увидеть все эти «дополнительные» цвета можно только на дорогих профессиональных мониторах со светодиодной подсветкой. ProPhotoRGB вообще стандарт «навырост», визуально его «пощупать» нельзя.
Такое разнообразие может привести к неприятным последствиям, так как, выполняя цветокоррекцию, вы рискуете не увидеть результат для некоторых цветов на мониторе и получить полную чехарду при печати на принтерах, которые, наоборот, могут их увидеть. Кроме этого, попытка втиснуть более широкое цветовое пространство в узкие рамки, приводит к заметному искажению цветов на непрофилированных мониторах и при печати в минилабах. Да и не все браузеры поддерживают профили, поэтому в интернете ваши снимки также могут казаться неестественными. Справедливости ради стоит сказать, что в современных браузерах ситуация улучшается, за исключением, пожалуй, Internet Explorer, хотя разработчики и обещают поддержку профилей для изображений в 9 версии.
В качестве наглядного примера различия форматов предлагаю рассмотреть картинку сверху. Левая часть — это отображение картинки, сохраненной в цветовом пространстве AdobeRGB, в браузере без поддержки цветовых профелей. Заметно, что красные и желтые цвета ушли в синеву, а это значит, что люди на фотографии в аналогичной ситуации будут больше похожи на зомби. Правая часть — это картинка сохраненная в sRGB, она вполне нормально выглядит в любом браузере, программе для просмотра картинок и т.п.
Конечно можно этого избежать, добавив в финальную часть обработки сохранение с профилем sRGB для клиента или публикации в веб. Не будем говорить о возможной путанице при таком подходе, лучше посмотрим на пример.
Опять же левая часть в AdobeRGB, правая — в sRGB, и все изображение целиком переведено в пространство Adobe. По логике справа должно недоставать некоторых цветов. Могу сказать, что на моем полупрофессиональном мониторе с S-IPS матрицей разницу заметить практически нереально. Возникает вполне закономерный вопрос, если разницу не заметно, зачем делать лишний шаг в обработке?
Конечно, можно возразить, что на примере мало цветов, которые показывают превосходство AdobeRGB. Но давайте подумаем, часто ли мы видим сине-зеленые насыщенные тени и оранжево-розовые света? Первое — это листва в тени, второе — закаты, в остальных случаях это превосходство довольно условно.
Не хочу навязывать свое мнение, и тем более противопоставлять его таким мастерам, как Мартин Ивнинг или Кэтрин Айсман, но пока я не заметил какой-либо реальной выгоды от использования более широких цветовых пространств, скорее даже наоборот.
Ссылки по теме:
страница проверки поддержки браузером встроенных цветных профилей;
описание того, как работают цветовые профили (на английском).
AL says:
Дек 9, 2010
Спасибо!
Виталий says:
Мар 12, 2011
Добрый день Xela, посоветуйте, какую программу выбрать для обработки фотографий, в том числе для изменения формата из RAW в JPEG? Спасибо!
xela says:
Мар 12, 2011
Виталий, я использую Фотошоп, для «проявки» Raw там встроен плагин Adobe Camera Raw. По нему на сайте много статей кстати. Можно использовать Lightroom.
Сергей says:
Ноя 6, 2011
Доврое время!
Прочитал Вашу статью и проверил профиля своих устройств
вот что получилось:
— Фотоаппарат Canon Power Shot Pro: Adobe RGB
— Монитор BenQ: FP767 v2
— PhotoShop : Adobe RGB (1998)
— принтер Epson R200:EE255_1
Надо ли у всех устройств выставлять один профиль и какой?
xela says:
Ноя 7, 2011
Есть ли у вас сейчас проблема по цветам с выводом на печать фотографий? Если нет, то лучше ничего не трогать, если есть, то надо смотреть на каком этапе происходит искажение.
виктор says:
Ноя 24, 2011
Здравствуйте!У меня монитор LG цветовой профиль sRGB.Когда я корректирую снимки в CaptureNX2.2.7 там спрашивают какой профиль поставить,я ставлю RGB так как снимаю в RAW. А какой профиль вданном случае будет работать при просмотре и корректировке снимка на моем мониторе.
xela says:
Ноя 26, 2011
Профиль может работать любой, но ваш монитор не сможет показать больше цветов, чем sRGB пространство.
Виктор says:
Ноя 24, 2011
Еще забыл уточнить,почему ,или с чем связано,когда смотришь снимки разных фотографоф особенно на фликре или Панорамио,а также при тестировании фотоаппаратоа или объективов — качество снимков -просто никакое. Даже не знаешь чему отдать предпочтение при выборе оборудования.можт быть Вы уважаемый подскажете где смотреть настоящие качественные снимки при подборе оборудования.Спасибо.
xela says:
Ноя 26, 2011
Зайдите на сайт _http://www.the-digital-picture.com/Reviews/, там много :) ну и dp-review никто не отменял с форумами естественно.
Александр says:
Дек 7, 2011
Здравствуйте! Не могу решить следующую проблему. Редактирую фото в Adobe Camera Raw в пространстве Adobe RGB (1998), после чего без захода в Photoshop сохраняю в jpeg. Далее загружаю в PMB для печати — родная программа термосублимационного принтера Sony. Отредактированное фото что в PMB, что на принтере имеет блеклый цвет с зеленым оттенком. При попытке анализа выяснил, что в свойствах фото на входе в Camera Raw стоит профиль RGB, а на выходе — «неопределено». На этом мысли кончились. В чем может быть проблема?
xela says:
Дек 7, 2011
У вас как принтер управляет цветовым пространством? У меня была похожая ситуация, но при печати из Фотошопа, там была настройка «printer manages color» т.е. принтер игнорировал все настройки и подставлял свои, решилось галочкай «Фотошоп управляет цветами».
Александр says:
Дек 7, 2011
Насчет принтера — приду домой гляну. Странно то, что в самой программе PMB (Picture Motion Browser) он отображает так, как и печатает, хотя в обыкновенном просмотрщике Windows все цвета в порядке.
Александр says:
Дек 8, 2011
Никаких настроек ни в PMB ни в принтере нет. Похоже, ни софт, ни принтер DPP-FP55, ориентированный, кстати, строго под фото, не понимают ничего кроме sRGB. Для меня это непонятно… Декларируется, что Adobe RGB (1998) — для фотопечати, а спец. фотооборудование и ПО его не понимают. Я, на всякий случай, обновления в интернете проверил — все самое свежее. Вот такая правда жизни…
супермен says:
Дек 25, 2011
Спасибо! Полезная статья!
Денис says:
Мар 3, 2012
XELA Спасибо за статью! У меня ситуация похожая с Александром. Снимаю в (NEF)RAW, конвертирую в Adobe Camera Raw (монитор LG E2340S), сохраняю тут же в пространстве ProPhoto RGB в jpeg, 300 dpi, несу на печать (в фотоцентр) на Noritsu QSS-3202, фотоотпечатки в результате с потерей насыщенности всех цветов и наличие зеленого оттенка, + общая потеря яркости снимка. В фотоцентре предпросмотр на мониторе такой же как и результат на фото. При печати на струйнике Epson никаких проблем с цветами на фото. Ориентируюсь при настройках цветового пространства на книги Скотта Келби. Может ProPhoto RGB это немного не то? Зараннее спасибо !
xela says:
Мар 5, 2012
Профото — это точно не то. :) AdobeRGB до сих пор не все мониторы показывают и мало кто печатает.
Денис says:
Мар 3, 2012
Спасибо ! Статья направляющая и разъясняющая !
Zitrixx says:
Мар 4, 2012
спасибо за статью, написано все понятно, а то недавно столкнулся с подобной проблемой. у меня DELL U2711, начал тыкаться по программам и понял что лучше бы я все оставил как есть. Работаю в LR, превью и отбор в ФастСтоун, обработка в PS CS5.5, камера Canon 5d2.
Briska says:
Мар 15, 2012
Народ, проясните что не так.
В 3-х магазинах проверяю 3 монитора: Dell U2410, Dell U2711, Asus PA246Q. Все с расширенным цветовым охватом (РЦО).
На всех мониторах выставляю пресет AdobeRGB или Standart.
В 2 двух магазинах Win 7, в одном Win XP. Везде в управлении цветом выставляется профилем по умолчанию AdobeRGB 1998 или профили для этих мониторов в РЦО, взятые с tftcentral.co.uk
Мониторы подключаются через VGA (проблема в наших магазинах с тестовыми компами :( ).
Для просмотра используются FastStone и XnView, в обоих включена CMS. То, что она в этих просмоторщиках работает сомнений нет. Фотошопа на тестовых компах к сожалению нет.
Имеется три тестовых JPEG с профилем AdobeRGB, заливка красным 255-0-0, 240-0-0, 225-0-0.
Вопрос: почему я не вижу разницы между файлами? На зрение не жалуюсь, на своем мониторе в sRGB разницу между 255-0-0 и 254-0-0 вижу.
Не прогружается профиль в лут видеокарты? VGA подключение не подходит? Необходима установка драйвера монитора?
Прошу не кидаться помидорами, практического опыта работы с мониторами с РЦО нет.
xela says:
Мар 16, 2012
Как вариант, самое простое, сбиты настройки в максимум и не откалиброваны, если при некотором уменьшении яркости/контрастности ничего не меняется, то нужно смотреть профили/драйвера. Насчет vga, до покупки «большего» компьютера, работал на связке ноут+s-IPS по vga, с цветами проблемы не было. В любом случае по красному они одинаковые что adobe, что s, тем более, что 255 и 225 разница очень заметная даже для матриц tn.
Александр says:
Апр 15, 2012
Стоило упомянуть в статье, что после настройки снимка в CameraRaw непосредственно перед сохранением в Jpeg цветовое пространство можно выбрать. И после этого либо сохранить Raw с ним, либо оставить исходное.
—
Спасибо, что пояснили что выбор пространства в камере влияет лишь на Jpg. Стало понятно, почему изменение его в конверторе совершенно доступно и не влияет на картинку в конверторе.
Напрашивается вопрос, что же за пространство в Raw’е? Видимо Raw передает столько цветов, сколько поддерживает камера.
xela says:
Апр 16, 2012
Raw не передает цвета, в нем записаны значения яркости для всех «цветных» субпикселей, которые потом при обработке превращаются в цвет.
Михаил says:
Май 16, 2012
Здравствуйте. мне установили на работе CorelDraw 12 (поставили новый комп, по этому все программы с нуля), а там нет возможности выбрать Adobe-RGB(1998), в итоге не те цвета. что очень плохо так работаю дизайнером. помогите пожалуйста что сделать для того что бы появилось?
xela says:
Май 16, 2012
Не смогу вам помочь т.к. не работаю с CorelDraw.
Михаил says:
Май 17, 2012
а вы не сможете подсказать, может знаете где посмотреть?
xela says:
Май 18, 2012
увы нет. :(
Владимир says:
Фев 18, 2013
Здравствуйте. Снимаю в sRGB, у монитора тоже есть возможность установить в отличии от стандартного режим sRGB, вопрос этот режим у монитора будет идентичным как у камеры или нет?
Также при изменении различных режимов на мониторе возникают мелкие шумы, которые хорошо заметны, это нормально?
xela says:
Фев 22, 2013
Идентичность на совести производителя, но каких-то заметных отклонений быть не должно. Что вы имеете в виду под шумами? Нельзя сказать насколько это нормально, производители ведь все разные и мониторы тоже, если вам в дальнейшем это не мешает, то можно не обращать внимание.
Владимир says:
Фев 22, 2013
Спасибо). А на счет шумов имею ввиду мелкую рябь на мониторе, которая очень заметна на темных участках изображения
xela says:
Фев 24, 2013
Это может быть особенность вашего монитора, а может быть и постепенное старение матрицы.
Ирина says:
Фев 22, 2013
Спасибо за статью! Наконец-то разобралась со своими цветовыми пространствами на экране, в Ps, Lr. :yahoo:
voyager says:
Авг 23, 2013
Большое спасибо за статью!Наконец-то разобрался,с Вашей помощью. :good:
Андрей says:
Окт 16, 2016
Очень доходчиво! Единственная вменяемая статья из всех , что нашёл.