Понятие баланс белого как и многое другое осталось со времен пленочной фотографии. Тогда была такая характеристика, как цветовой баланс фотопленки, которая по сути означает тоже самое. Этот параметр достаточно важен при съемке. Если баланс белого выставить неправильно, то фотографии приобретают красно-оранжевые или зеленовато-голубые тона. Сейчас при съемке в формате RAW, даже если автоматика камеры ошибётся, фотографию можно исправить почти без потерь, но в некоторых случаях и эта возможность подводит. Рассмотрим подробнее само понятие баланса белого и его настройку.
Белый цвет воспринимается человеческим глазом, при любых условиях освещения, белым. Будь то солнечный день или помещение с лампами накаливания, чистый лист бумаги для нас будет выглядеть одинаково. При этом цветовая температура или иными словами температура источника света, освещающего сцену, может существенно отличаться, а именно от нее зависит, какая часть спектра преобладает в световом излучении. Чем горячее источник света, тем больше смещение в сторону синего цвета, и наоборот, чем холоднее, тем больше оранжевых и красных тонов.
Таким образом, при разном освещении, чтобы получить белый цвет на фотографии нужно обработать световой поток таким образом, чтобы компенсировать смещение к тем или иным оттенкам. Например, если мы ставим настройку «Дневной свет» (цветовая температура примерно 5500К), а снимаем в помещении с лампой накаливания (температура 3000К), то наши снимки получатся оранжевыми т.к. камера настроена на задержку «лишнего» синего света, а его в наших условиях наоборот «недостаточно».
На современных цифровых фотокамерах обычно есть несколько предустановленных вариантов баланса белого, обычно это «солнечно», «облачно», «лампа накаливания», «флуорисцентная лампа», «вспышка», «автоматический» и довольно часто «ручной» режимы.
Я предпочитаю пользоваться автоматическим, а если условия съемки сложные, то ручным режимом. Расскажу почему. При достаточно простом освещении сцены, таким можно назвать съемку на улице днем практически в любую погоду, в автоматическом режиме фотоаппарат редко ошибается, и у фотографа не возникает необходимости переключать настройки, если погода поменялась. В большинстве случаев автоматика современных камер работает безошибочно, но все сильно усложняется, если в кадре есть несколько источников света. Такое часто бывает в условиях уличной съемки вечером и почти всегда при съемке в помещении. При этом весьма вероятны ошибки и, как следствие, нежелательное тонирование снимка. Вот тут к нам на помощь приходит ручной режим, который позволяет точно выставить подходящее значение цветовой температуры.
Так же ручной режим помогает зимой, когда в кадре большое количество отраженного света из-за снега и камера может делать снимки более холодными (синими), чем хотелось бы.
Как я уже писал выше, если вы снимаете в RAW, то можно спокойно использовать автоматический режим, а при дальнейшей обработке, исправить неточности. Об этом написано в статье о работе в Adobe Camera Raw. Но и тут Не все гладко. При неправильных настройках и последующей коррекции может меняться освещенность объектов, что потребует еще и коррекции экспозиции. Особенно это заметно на ночных снимках. Но если RAW дает некоторую свободу маневра, то при съемке в JPG неправильные настройки могут и вовсе испортить снимок.
Бывают ситуации, когда камера сильно ошибается в определении баланса белого и снимок исправить простыми методами уже невозможно. Например фотография слева, на ней цветовая температура неба и прожекторов освещения сильно отличаются и исправить эту фотографию очень сложно. Кроме этого и при съемке в помещении с разными источниками света, например с обычными и люминисцентными лампами, общий результат может быть так же непредсказуемым. В подобных случаях лучше использовать ручной режим или сделать пользовательскую установку при помощи белого листа бумаги. Для этого достаточно в специальном режиме навести фотоаппарат на лист бумаги или любую другую белую область, например ровный слой свежего снега. Иными словами мы заменяем сенсор камеры и показываем ей белый цвет для данных условий, а фотоаппарат уже вводит необходимые поправки.
В следующей статье мы поговорим о том, как исправить баланс белого при обработке снимка.
неокубик says:
Май 6, 2010
Спасибо за информацию, хотелось бы отдельно получить информацию о том, что будет, если «выставлять не правильно». Т.е. какие цвета будут преобладать (пример ставим на «облачно», а тут вдруг солнце появилось..)
+ чем отличается «облачно» от «в тени»
xela says:
Май 6, 2010
неокубик, а зачем вам информация, когда настроено неправильно? Просто настройте и посмотрите сами :).
Настройки «тень» и «облачно» отличаются разными цветовыми температурами. Когда облачно температура выше, когда тень, то ниже, но в обоих случаях выше, чем для режима «солнечно».
mk_ says:
Май 20, 2010
Вообще не заморачиваюсь на бб после того как перешел в пространство lab, там правится элементарно кривыми за 5 сек.
Дима says:
Окт 23, 2013
Приветствую Александр! В статье ты пишешь: «…В подобных случаев (орф. ошибка) лучше использовать ручной режим или сделать пользовательскую установку при помощи белого листа бумаги. Для этого достаточно в специальном режиме навести фотоаппарат на лист бумаги или любую другую белую область…»
Не мог бы ты подробнее разъяснить что это за специальный режим? Т.е. есть какой-то режим в котором можно фотоаппарат навести на белый лист и он сам правильно настроит ББ?
Для меня сейчас это очень актуальная проблема, т.к. в основном снимаю в помещении, и как я уже убедился ББ я выставляю не правильно.
Дима says:
Окт 23, 2013
Уже получил ответ на этот вопрос в твоей другой статье :-)
Но там ты пишешь что в 95% случаях камера в авто режиме сама правильно выставляет ББ, но в моем случае это не так. Обязательно попробую этот способ, посмотрим что получится ;-)
xela says:
Окт 23, 2013
Скорее стилистическая :) , согласование, ошибка, спасибо поправил.
Камеры разные, на новых проблем прочти нет, на тех, что постарше бывают некорректные результаты. Надо учитывать, что современные энергосберегающие лампы мало того, что мигают, так еще и имеют разную температуру в зависимости от производителя, срока службы и времени работы. Поэтому в помещении я и рекомендую снимать со вспышкой, она имеет заданную температуру и даст нормальный свет, без паразитных цветов.
Дима says:
Окт 24, 2013
Приветствую! Попробовал вчера этот способ и результат меня просто поразил, получились действительно натуральные цвета. А лампы у меня как раз энергосберегающие и сколько я не пытался настроить ББ всё равно не получалось достигнуть нужного результата.
Есть ещё вопрос: влияет ли объектив на автоматическое определение ББ? я перед приобретением последнего объектива (Sony 50mm f1.8) читал отзывы о нём и многие писали что он часто промахивается с ББ. Так ли это?
И ещё: ты пишешь о том что рекомендуешь снимать со вспышкой, но ведь вспышкой тоже надо уметь пользоваться. Может опубликуешь краткий ликбез о том как правильно выбрать вспышку, когда ей пользоваться, как её настраивать, куда направлять в тех или иных случаях, какие при этом выставлять настройки на вспышке и самом фотоаппарате и т.д. Лично я был бы очень признателен :yes:
xela says:
Окт 24, 2013
Объектив конечно влияет на баланс белого, все-таки замер происходит после прохождения через него света. Вопрос скорее в другом — насколько сильно? Не знаю, как у Sony, по своей оптике могу сказать, что оттенки немного отличаются, но сильную ошибку оптика не вносит, т.е. сказать, что с эти объективом картинка всегда желтит, можно только в сравнении с другим, а не по результату как таковому.
Про вспышку многие говорили, сложно сделать, т.к. нужно много разных фотографий специально под статью делать, чтобы понятно было. Пока нет такой возможности.