Понятие баланс белого как и многое другое осталось со времен пленочной фотографии. Тогда была такая характеристика, как цветовой баланс фотопленки, которая по сути означает тоже самое. Этот параметр достаточно важен при съемке. Если баланс белого выставить неправильно, то фотографии приобретают красно-оранжевые или зеленовато-голубые тона. Сейчас при съемке в формате RAW, даже если автоматика камеры ошибётся, фотографию можно исправить почти без потерь, но в некоторых случаях и эта возможность подводит. Рассмотрим подробнее само понятие баланса белого и его настройку.

Белый цвет воспринимается человеческим глазом, при любых условиях освещения, белым. Будь то солнечный день или помещение с лампами накаливания, чистый лист бумаги для нас будет выглядеть одинаково. При этом цветовая температура или иными словами температура источника света, освещающего сцену, может существенно отличаться, а именно от нее зависит, какая часть спектра преобладает в световом излучении. Чем горячее источник света, тем больше смещение в сторону синего цвета, и наоборот, чем холоднее, тем больше оранжевых и красных тонов.

balans-belogo-pic2

Шкала цветовой температуры

Таким образом, при разном освещении, чтобы получить белый цвет на фотографии нужно обработать световой поток таким образом, чтобы компенсировать смещение к тем или иным оттенкам. Например, если мы ставим настройку «Дневной свет» (цветовая температура примерно 5500К), а снимаем в помещении с лампой накаливания (температура 3000К), то наши снимки получатся оранжевыми т.к. камера настроена на задержку «лишнего» синего света, а его в наших условиях наоборот «недостаточно».

На современных цифровых фотокамерах обычно есть несколько предустановленных вариантов баланса белого, обычно это «солнечно», «облачно», «лампа накаливания», «флуорисцентная лампа», «вспышка», «автоматический» и довольно часто «ручной» режимы.

Я предпочитаю пользоваться автоматическим, а если условия съемки сложные, то ручным режимом. Расскажу почему. При достаточно простом освещении сцены, таким можно назвать съемку на улице днем практически в любую погоду, в автоматическом режиме фотоаппарат редко ошибается, и у фотографа не возникает необходимости переключать настройки, если погода поменялась. В большинстве случаев автоматика современных камер работает безошибочно, но все сильно усложняется, если в кадре есть несколько источников света. Такое часто бывает в условиях уличной съемки вечером и почти всегда при съемке в помещении. При этом весьма вероятны ошибки и, как следствие, нежелательное тонирование снимка. Вот тут к нам на помощь приходит ручной режим, который позволяет точно выставить подходящее значение цветовой температуры.

Ошибка определения баланса белого зимой

Ошибка определения баланса белого зимой

Так же ручной режим помогает зимой, когда в кадре большое количество отраженного света из-за снега и камера может делать снимки более холодными (синими), чем хотелось бы.

Как я уже писал выше, если вы снимаете в RAW, то можно спокойно использовать автоматический режим, а при дальнейшей обработке, исправить неточности. Об этом написано в статье о работе в Adobe Camera Raw. Но и тут Не все гладко. При неправильных настройках и последующей коррекции может меняться освещенность объектов, что потребует еще и коррекции экспозиции. Особенно это заметно на ночных снимках. Но если RAW дает некоторую свободу маневра, то при съемке в JPG неправильные настройки могут и вовсе испортить снимок.

balans-belogo-pic5

Сильная разница цветовых температур

Бывают ситуации, когда камера сильно ошибается в определении баланса белого и снимок исправить простыми методами уже невозможно. Например фотография слева, на ней цветовая температура неба и прожекторов освещения сильно отличаются и исправить эту фотографию очень сложно. Кроме этого и при съемке в помещении с разными источниками света, например с обычными и люминисцентными лампами, общий результат может быть так же непредсказуемым. В подобных случаях лучше использовать ручной режим или сделать пользовательскую установку при помощи белого листа бумаги. Для этого достаточно в специальном режиме навести фотоаппарат на лист бумаги или любую другую белую область, например ровный слой свежего снега. Иными словами мы заменяем сенсор камеры и показываем ей белый цвет для данных условий, а фотоаппарат уже вводит необходимые поправки.

В следующей статье мы поговорим о том, как исправить баланс белого при обработке снимка.