Думаю, что многие из тех, кто взял в руки фотокамеру, хотят получать не только технически правильные снимки, но и сделать их интересными, впечатляющими и запоминающимися. Для этого мало досконально знать настройки своего фотоаппарата, нужно еще и понимать как именно он работает с той или иной оптикой, как правильно построить кадр и как выделить главный сюжет на снимке. Ответы на часть этих вопросов дают первые две книги из обзора: «Фотокомпозиция» Л.Д.Дыко и «Композиция в фотографии» Н.Жолудева. Третья книга не менее увлекательна и полностью соответствует своему названию — «Фотография. Новое полное руководство по фотосъемке» Джона Фримэна. В ней собраны рецепты хороших снимков из всех областей фотографии, а также большое количество другой полезной информации о фотоаппаратах и объективах, о технике съемки различных сюжетов и необходимых для этого приспособлениях.
1. Л. П. Дыко, А. Д. Головня Фотокомпозиция. Издательство: Искусство, 1955 г., твердый переплет, 259 стр., тираж: 20000 экз., формат: 70×92/16.
Это первое еще советское издание посвященное фотокомпозиции. Несмотря на огромное время, которое отделяет нас от момента написания этой книги, она по-прежнему актуальна и весьма полезна. Секретом такой долгой жизни издания является то, что в нем рассказывается о базовых понятиях в области фотографии, о переносе трехмерного пространства на плоскость, о перспективе, освещении и прочих основополагающих принципах построения изображения. Несмотря на некоторую «академичность» написания, могу посоветовать книгу абсолютно всем, кто интересуется фотографией. Она послужит хорошей основой для начинающих фотографов, ведь зачастую за техническими характеристиками фотокамер, многие не замечают саму фотографию. Если же у вас уже есть определенный багаж знаний за плечами, то тем более интересно будет его сопоставить с теоретической основой, чтобы в дальнейшем не просто знать «как», но и «почему».
Найти именно эту книгу в продаже довольно непросто, да и цена может быть немаленькой, к счастью было несколько переизданий, причем последнее в 1988 году, правда с немного другим названием — «Основы композиции в фотографии» и уже без соавтора.
Сейчас появилась возможность заказать эту книгу по программе Print-On-Demand, когда она будет отпечатана специально для вас. Опять же цена не маленькая, но вы сразу получите качественное издание.
Посмотреть издание 1955 года на Ozon.ru, переиздание 1962 года на Ozon.ru и издание 1988 года на Ozon.ru, переиздание Print-On-Demand на Ozon.ru.
2. Николай Жолудев Композиция в фотографии. Издательство: Эксмо, 2012 г., твердый переплет, 270 стр., ISBN 978-5-699-53574-3, тираж: 3000 экз., формат: 84×108/16 (205х290 мм).
Эта книга в чем-то повторяет, а в чем-то развивает идеи предыдущей. Это не является странным, если учесть, что ее написал ученик Л.П.Дыко, Николай Жолудев. В этом издании представлен несколько более развернутый подход к понятию фотокомпозиции, которая отчасти сопоставляется, а отчасти противопоставляется композиции в изобразительном искусстве. В принципе саму книгу можно рассматривать, как замену предыдущей, т.к. все важные темы продублированы, однако большое количество отвлечений, отсутствие четкой структуры и явное желание автора покрасоваться и продемонстрировать всем свою эрудицию, делают ее чтение непростой задачей.
Несмотря на описанные выше недостатки, я так же могу посоветовать прочитать эту книгу. Возможно с точки зрения практики съемки она и не принесет какой-то гигантской пользы, но однозначно поможет научиться быстрее анализировать композиционное построение фотографии, уйти от шаблонов и разнообразить творчество. Тем более, что в последнее время теме композиции уделяется крайне мало внимания и максимум о чем пишут — это правило третей.
Купить книгу Композиция в фотографии на Ozon.ru.
3. Джон Фримэн Фотография. Новое полное руководство по фотосъемке. Издательство: АСТ, Астрель, 2009 г., твердый переплет, 288 стр., ISBN 978-5-17-035405-4, 978-5-271-13464-7, 1-84340-036-7, формат: 220×285мм.
В отличии от первых двух эта книга сугубо практическая. Она разделена на четыре части: основы фотографии, фотографирование людей, фотография в путешествии и профессиональные приемы. Даже первая часть, которую можно назвать теоретической, на самом деле завязана на практику съемки, в ней дается информация по объективам, аксессуарам, базовым понятиям фотографии. Остальные три части — это чистая практика, причем они разбиты на главы, в каждой из которых рассматривается тот или иной вопрос т.е. нет необходимости читать книгу целиком, можно быстро найти всю необходимую информацию в достаточно лаконичном виде.
Несмотря на достаточно высокую цену, я очень рекомендую эту книгу. В ней вы найдете ответы на самые распространенные вопросы по фотографии и полезную информацию по любому жанру съемки, от портрета до тревел-фотографии и последующей обработки снимков. Это действительно полное руководство, которое нужно покупать вместе с камерой.
Купить книгу Фотография. Новое полное руководство по фотосъемке на Ozon.ru.
ikosmetika says:
Авг 17, 2012
Буквально недавно искала книги по композиции и собиралась прочесть — хотя, к сожалению, во время поисков мне не хватало именно таких рекомендаций. И у вас по блогу искала, но нашла тогда только несколько обзоров книг — но это было не совсем то, что нужно.
Спасибо вам, буду читать :)
Марина says:
Авг 25, 2012
Купила книгу Николая Жолудева. Не совсем согласна с комментариями. Автор не только развил и расширить рамки термина- композиция, но и показал новые грани, расширить границы понимания. Это действительно полезная книга, помогающая посмотреть другими глазами на казалось бы, уже устоявшиеся и привычные взгляды. Кстати, текст воспринимается очень легко, для тех, кто понимает и читает дополнительную литературу:) не только по фотографии. все просто и понятно. Так что ваш отзыв оказался полезным, за некоторым исключением. Читайте больше:) спасибо, что открыли для меня интересного автора.
xela says:
Авг 26, 2012
Мне кажется, что я как раз и написал в отзыве о развитии термина фотокомпозиция относительно уже ставшей классикой работы Л.П.Дыко, ну да ладно. Раз вы много читаете разной литературы, растолкуйте: «Форма содержательна. Содержание формально». Причем это не фраза вырванная из контекста, а целый абзац №183. :) В целом, на данный момент, это все равно одна из лучших, если вообще не единственная книга по фотокомпозиции, поэтому я и далее буду ее горячо рекомендовать к прочтения
ikosmetika says:
Авг 27, 2012
Тоже хотела приобрести Жолудева, очень обрадовалась, когда нашла электронную версию на «Литресе». Перед покупкой решила просмотреть пару страниц (там есть такая возможность) — и не купила. Я последние 5 лет работаю с текстами, и на многое насмотрелась, но такого качества тексты в книге встречала нечасто. Их то ли вообще не редактировали, то ли выставили литературному редактору какие-то нереальные сроки.
Интересно, что книга Дыко, написанная еще при Советском союзе, когда в моде были тяжелые конструкции, страдательные залоги и прочее, — даже она воспринимается намного лучше. Предложения длиной в абзац настолько стройны и логичны, что «проглатываются» совсем незаметно. Все-таки редакторы при Союзе были замечательные. Они бы книгу Жолудева, хотя бы и очень полезную, в таком виде в печать не пропустили.
Сергей says:
Апр 5, 2013
Здравствуйте! А все-таки что больше рекомендуете: трехтомник Келби или Новое полное руководство… Фримэна?
xela says:
Апр 5, 2013
И то и то :) . Фримэн на все случаи, но в общем, а Келби все-таки больше в частности впадает, у него тоже можно найти ответы на множество вопросов, но скорее от частного к общему. Если вы уже кое-что понимаете в фотографии и вам важны технические «трюки», то однозначно Келби, а если хотите просто улучшить свои снимки, без дополнительного оборудования, следую проверенным концепциям, то Фримэн.
Сергей says:
Апр 5, 2013
Ок, понято! ) Тогда еще вопрос. Какую книгу или руководство (или интернет ресурс) вы посоветуете по обработке фото? Меня интересует что-то системное, то есть процесс обработки описан в виде последовательности действий которая является одинаковой (и оптимальной) для большинства случаев обработки. Допустим, первый шаг это работа с RAW, коррекция экспозиции, далее работа с кривыми, далее работа в фотошоп при необходимости и т.д. Просто в интернете очень много статей, видеоуроков и прочего, но все они очень разные, разрозненные, с разными подходами к обработке. Поэтому не понятно кому довериться, чтоб не потерять время на обучение зря. )
xela says:
Апр 5, 2013
Есть книга «Великолепная семерка» Келби или как-то так, там процесс обработки как раз описан, в принципе можно взять за основу.
Сергей says:
Апр 5, 2013
Вы тоже его взяли за основу?
xela says:
Апр 5, 2013
Нет, у меня другой принцип обработки.
Виктория says:
Апр 15, 2013
Добрый день. Муж подарил камеру на день рождения. Я совсем ничего не знаю в этом вопросе. Изучила подробно инструкцию. Прочитала все у вас в разделе » основа фотографии». Подскажите какую лучше всего взять книгу, чтоб уйти от авторежима, с конкретными рекомендациями и цифрами.
xela says:
Апр 16, 2013
Конкретных цифр нет и быть не может, для каждой фотографии свой набор параметров. Можете попробовать Келби, там много практики. А вообще самый лучший и быстрый способ: взять пару персональных уроков с человеком, который давно снимает. Это даст вам сразу много концентрированной практической информации и позволит быстрее всего разобраться с настройками. Можете написать мне ;)
Некто Неизвестный says:
Июн 4, 2015
Здравствуйте, можете посоветовать книгу (или книги) для начинающего фотографа, который пользуется лишь зеркалкой с китовым объективом, т.е. желательно с уклоном не на общие правила фотографии, а на какие-либо советы и нюансы при съемке (с примерами, сравнениями или вариантами обработки). Мне бы очень хотелось почерпнуть идей, задумок и так далее. Не знаю как по-другому объяснить, но надеюсь Вы поняли о чем я.
P.S. Прошу прощения, если задаю вопрос не там.
xela says:
Июн 5, 2015
Могу посоветовать вам книгу Саймон Бонд, Обычные сюжеты, необычные фотографии. Насколько я помню, обзора пока не делал. Книга как раз с рецептами, может быть довольно обыденными, но о них как-то редко задумываешься.
Некто Неизвестный says:
Июн 8, 2015
Большое спасибо, судя по Вашему описанию — то, что нужно! :good: