Слово Raw в переводе с английского означает сырой, необработанный. Применительно к фотографии, Raw (для камер Nikon — Nef) — это формат изображения, в котором сохраняется информация непосредственно с матрицы камеры без какой-либо обработки, иными словами «цифровой негатив». Этот формат очень популярен среди профессиональных фотографов, но многие любители даже не знают о его существовании. В статье будет рассказано о широких возможностях, открывающихся при использовании этого формата, о достоинствах и недостатках съемки в Raw и о возможностях обработки в программе Adobe Camera Raw.
Формат Raw — это совокупность значений яркости каждого из цветов полученных с матрицы фотокамеры и настроек камеры. Иными словами Raw — это даже не картинка в нашем понимании, а цифровой набор неких данных, и чтобы увидеть фотографию необходимо его в обязательном порядке преобразовать. Raw записывается при съемке каждого кадра, но если вы снимаете в Jpg, то после обработки камерой эти данные стираются безвозвратно.
Чем это интересно нам? При обработке исходных данных камера использует внутренние настройки, а именно баланс белого, резкость, контрастность, шумоподавление, цветовое пространство и т.д. При этом автоматика не всегда правильно справляется с этим преобразованием, а исправить что-либо после уже проблематично. Помимо этого, в условиях, когда динамического диапазона камеры не хватает, Raw позволяет нам не потерять детали в тенях и светах. Еще одним плюсом является возможность более качественного перевода фотографии на компьютере в черно-белую по сравнению с тем, как это сделает камера.
Преимущества очевидны, но есть и существенные недостатки, во-первых это большой размер файлов и во-вторых необходимость минимальной обработки всех фотографий. Для сравнения размер фотографии сделанной камерой с разрешением 10 мегапикселов 4мб для Jpg и около 13мб для Raw. Поэтому становятся актуальными карты памяти объемом в 16гб и более. С обработкой сложнее, но если место на карте памяти позволяет, то можно использовать режим Raw+Jpg, когда одновременно сохраняются и исходные данные и уже обработанный камерой снимок.
Настройки камеры при съемке в Raw.
Степень свободы при обработке «цифровых негативов» существенно выше, чем при обработке готовых фотографий, но даже это не позволяет исправить некоторые неправильные настройки. Сначала рассмотрим некритичные настройки, которые при обработке варьируются в широком диапазоне без потери качества фотографии.
Это баланс белого, резкость, цветовое пространство и до некоторых пределов экспозиция. Первые три являются программными настройками камеры и могут быть абсолютно без последствий изменены при обработке Raw. При неправильной экспозиции обработка исходных данных так же позволяет исправить результат, но тут пределы изменений существенно уже. Поэтому от необходимости избегать грубых ошибок Raw не избавит.
Что исправить уже нельзя? ISO, значение диафрагмы и выдержки, и, как следствие, размытие и глубину резкости. Методики удаления «цифрового шума» при высоких значениях чувствительности работают уже после обработки Raw. А любое нежелательное размытие, будь то недостаточная глубина резкости при макросъемке, эффект «шевеленки» или ошибка фокуса скорее всего поправить уже не получится.
Несколько слов об Adobe Camera Raw.
Adobe Camera Raw — это отдельный программный модуль к Adobe Photoshop. Он позволяет преобразовывать данные Raw в обычный графический файл. Стоит отметить, что если у вас новая камера, то стоит обновить модуль т.к. иногда файлы могут не читаться, при этом обновлять саму программу Photoshop нет необходимости.
Главное окно программы можно условно разделить на 5 областей. Первая (1) видна только когда открывается сразу несколько файлов, она позволяет выбрать с каким файлом работать, либо выделить сразу несколько для применения одинаковых настроек. На второй (2) панели находяться инструменты с помощью которых можно кадрировать снимок, задать линию горизонта, повернуть или удалить снимок. Плюс позволяющие сделать некоторые мелкие исправления, такие как коррекция эффекта «красных глаз». Кроме этого в правой части панели есть галочка «Preview«, которая позволяет переключатся между измененным изображением и исходным и кнопка полноэкранного просмотра. Самая интересная панел четвертая (4), о ней подробнее.
На этой панели мы получаем доступ к настройкам камеры записанным при съемке и можем многие из них менять. Баланс белого, экспозиция, резкость и дополнительные настройки позволяют существенно улучшить конечный вид фотографии. Более подробно мы рассмотрим эти настройки в другой статье.
И наконец нижняя панель (5). На ней можно выбрать цветовое пространство и параметры выходного файла. Для получения более ярких и насыщенных снимков я бы рекомендовал использовать sRGB. Так же можно выбрать, что дальше сделать с файлом сохранить его (Save), сохранить изменения в настройках Raw без сохранения файла (Done), открыть в фотошопе для дальнейшей работы (Open), либо отменить изменения (Cancel).
adw0rd says:
Июн 27, 2009
Спасибо за подробности, про RAW знал, теперь в теме по его обработке :)
xela says:
Июн 27, 2009
Это скорее вводная, про обработку подробнее будет позже.
Екатерина says:
Июн 29, 2009
Интересная статья. Очень понятно написано. Правда, требуется пройтись корректорской гребенкой, чтобы поправить запятые.
xela says:
Июн 29, 2009
вэлкам с гребенкой :)
Ptah says:
Авг 27, 2009
RAW очень сложный формат. Для фотолюбителя очень много возни и часто снимки после обработки становятся хуже, чем если бы сразу были сняты в jpeg :)
Если в камере баланс белого с порядке, то и в RAW большой надобности нет.
Кстати, мы за бесплатное ПО, GIMP и UFRAW — это наш выбор :)
P.S. А где подписка на e-mail?
xela says:
Авг 28, 2009
не согласен, что сложный, при конвертации по умолчанию дает стандартные параметры камеры, если нажать Auto, то можно отдать обработку на откуп фотошопу, часто делает лучше. Кроме того при ошибке экспозиции позволяет относительно просто исправить, а джпег на выброс фотолюбителем сразу, не будет он сидеть и разбираться что к чему.
ЗЫ подписка- галочкой внизу » Оповещать о новых комментариях по почте «.
Ptah says:
Авг 28, 2009
Ну может быть в GIMPe такая корявость. При сохранении без редактирования получается хуже, чем оригинальный jpeg.
P.S. Я спрашивал про подписку на посты. rss терпеть не могу. У меня там так много источников, что интересные просто теряются в них.
xela says:
Авг 28, 2009
Я пользуюсь Camera Raw, там все в порядке, ну или стандартный софт от фотоаппарата, не портил сколько я помню. Подписка типа Rss2Email? Не делал пока, я еще не шибко силен в блоговедении :)
Ptah says:
Авг 28, 2009
Это очень просто, если прожечь фид через feedburner, как у меня. Потом активируешь эту опцию, получаешь готовый код и вуаля :)
Но для начала нужен google аккаунт, для регистрации в feedburner
AnnaBoba says:
Сен 3, 2011
Попробовала в первый раз фотографировать в формате RAW(одновременно вместе с Jpeg), либо у меня в силу незнания что-то не так получается, либо мне его рано использовать((( Как эти изображения должны выглядеть изначально? у меня они такие же красочные, как и изображения Jpeg, так, что даже и редактировать вроде не надо… Я ожидала, что будут в полуцвете или хотя бы чем-нибудь отличаться. Но я открывала их через программу Digital Photo Professional, эта программа тоже для редактирования таких фотографий? Или надо обязательно ACR?
xela says:
Сен 5, 2011
Смотрите тут какая штука, формат RAW — это не формат изображения, а выходные данные с матрицы, чтобы увидеть что же получилось, фотоаппарат дописывает к ним превьюшку, как бы стандартную расшифровку, такую же, как и jpg из этого кадра с настройками фотоаппарата. Поэтому вы и видите одинаковые кадры, разница в том, что вы можете менять разные параметры в RAW без потери данных, а jpg их просто нет. DPP я как-то не пользовался, думаю в ней есть свои плюсы, но я изначально использовал ACR и не вижу необходимости переходить куда-то еще.
ЛЮБА says:
Май 30, 2012
У МЕНЯ КОМПЬЮТЕР НЕ ЧИТАЕТ Canon в формате RAW И ПИШЕТ ЧТОБ ИСКАЛА В ИНТЕРНЕТЕ. ЧЕРЕЗ КАКУЮ ПРОГРАММУ МОЖНО ПРОСМОТРЕТЬ ФОТКИ ТАКОГО ФОРМАТА?
xela says:
Июн 9, 2012
Можно поставить с диска с драйверами.
Андрей says:
Июл 23, 2012
Хорошая статья, подписался на новые.
Спасибо автору за ресурс.
MiklSokol says:
Сен 8, 2012
Привет!У меня Кэнон1100Д!Проблема в том, что стоит формат рав, но в фотошопе ошибку выдает вида:»некоректный тип документа»!Как быть, так хотелось с фото нормально поработать?!?!?!?!
xela says:
Сен 9, 2012
Какая версия Фотошопа? Видимо его нужно переставить на более новый. Как вариант воспользоваться конвертером с диска к фотоаппарату, а потом уже в Фотошопе править.
MiklSokol says:
Сен 9, 2012
я тебя правильно понял это где написано цс3?
xela says:
Сен 9, 2012
Да, нужно либо обновить Фотошоп, либо Camera Raw.
MiklSokol says:
Сен 9, 2012
Спасибо!!! Да и так вообщем тоже спасибо за все за сайт, за темы, за советы и т.д. и т.п. Самые добрые и лучшее пожелания для Вас!!! :-)
Владимир says:
Мар 3, 2013
Мой фотографический стаж с 1985 года.
Adobe Camera RAW — только портит фотоснимок, так было и есть сегодня. Пусть лузеры и прочие профессиональные фотографы мне хором твердят, что я не прав, НО_Я_НЕ_СОГЛАШУСЬ!!! Секрет формата RAW у каждого производителя свой, (Canon, Nikon, SONY и прочие), и является секретным, да, да, если не знали. Поэтому, как может АДОБ-Камера-РОУ адекватно «видеть» набор данных «чужого» файла-РОУ(RAW). Вы мне ещё скажите, что ЦИФРОВИКИ Кенон, Никон и прочая лабуда :negative: — профессионалные фотоаппараты :cry: — БРЕД… Ни у одного из этих прЕборов нет реальной цветопередачи, теней, контраста, а только одна лажа и вычурная детализация. Перебрал кучу CANON-ов(добрался и до Mark2) в совокупности с «L»-оптикой — СТЕКЛА Сanon хороши!!!, а вот матрицы фуфел, про Никон вообще молчу… Профессиональными наверное я сочту только плёночные фотоаппараты с хорошими «стеклами», может ещё eos 1D c хорошим студийным светом дотянет до реальности.
Самера РОУ — гемморой размером с футбольный мяч, причём «неизлечимый». ПРИ СРАВНЕНИИ «УДЕЛАННОГО» ФАЙЛА В Camera-raw С ОРИГИНАЛОМ В СВЯЗКЕ raw+jpeg — JPEG НА ВЫСОТЕ. Не верите, тогда троньте хоть один «ползунок» на 200 % вида на калиброванном 30-ом мониторе NEC s-ips.
Всё это справедливо, если вы печатаете фотографии размером 15х20 и выше и не впариваете свои «тРУДЫ» заказчику-обывателю :cry: …. КАК ВАМ СЕЙЧАС ЭТУ СТАТЕЙКУ ВПАРИЛИ … А ГДЕ же :unsure: «деланные» ФОТОГРАФИИ С ЛИЦАМИ ЛЮДЕЙ… :yahoo: ЛОХОТРОН ВЕЗДЕ В НАШЕ ВРЕМЯ… B-)
xela says:
Мар 4, 2013
Владимир, ничего секретного в формате Raw нет, секретом являются внутрикамерные алгоритмы его обработки для превращения в JPG. Если человек не может сделать снимок из RAW аналогичным камерному JPG, то лузер именно он, причем проигрывает даже не другим фотографам, а кусочку кремния. Вопрос стоит по-другому, если фотограф действительно классно снимает и досконально знает, как поведет себя камера в тех или иных условиях, то он снимет в JPG так, что обработка RAW не сделает фотографию лучше пропорционально затраченному времени.
Профессиональный инструмент — это всего лишь инструмент в руках профессионала и если бы профессионалы действительно заметили несопоставимость качества пленки и цифры, они бы не перешли на последнюю, даже несмотря на все удобства.
Camera raw — это палочка-выручалочка в тех случаях, когда автоматика не справляется, а не способ улучшить убитый снимок. Скажем тронул ползунок баланса белого на калиброванном 20-ом s-ips Sony и получил нормальные цвета без потерь, а в джпеге аналогичная процедура при ошибке камеры стоит потери оттенков, причем заметной визуально.
ТРОЛЛЬ ДЕТЕКТЕД!!! Пытается ВПАРИТЬ плату за бесплатный проход по мосту!!! Ссылаясь на стаж с 1985 года!!! :yes:
basvannik says:
Ноя 30, 2013
Спасибо за понятную полезную статью и интересную дискуссию с ВЛАДИМИРом.