В преддверии крупных праздников одним из самых красивых сюжетов для съемки может стать праздничный салют или фейерверк. Особенно ярко это событие выглядит после заката, на фоне красиво подсвеченного ночного города, но и без городских построек, на темном небе, вспышки салюта смотрятся очень необычно и красочно. Хотя я уже писал про ночную съемку, съемка салютов имеет некоторые отличия и существуют простые приемы для получения действительно запоминающихся и захватывающих кадров. Об этих небольших секретах мы и поговорим далее в статье.

Первое, и самое главное, что следует знать — для съемки фейерверков обязательно нужен штатив. Если для фотографии ночного города было достаточно неподвижной опоры или монопода, то для салютов без устойчивой треноги не обойтись никак.

Это напрямую связано с первым «секретом» — выдержка должна быть длинной — несколько секунд. Одиночные взрывы очень красивы, но зритель, который смотрит на салют, воспринимает их как взаимосвязанные события и не отделяет одну вспышку от другой. На статичной же фотографии отдельный взрыв салюта будет смотреться не особенно ярко и есть вероятность не поймать полное «раскрытие» салюта.

Недостаточная выдержка (0,6 с) не позволила получить красивую фотографию.

Недостаточная выдержка (0,6 с) не позволила получить красивую фотографию.

Обычно за 3-4 секунды на небе появляется несколько вспышек салюта, которые и нужно запечатлеть вместе на одной фотографии для получения насыщенного изображения, поэтому и выдержка получается весьма длинной и снимать без штатива просто нереально. Кроме этого я рекомендовал бы использовать автоспуск, чтобы избежать даже минимального шевеления фотоаппарата, хотя это и не обязательное требование.

Несколько вспышек при выдержке 2 секунды.

Несколько вспышек при выдержке 2 секунды.

При съемке салюта нужно использовать ручное наведение на резкость и выставлять значение на бесконечность — это поможет избежать проблем с автофокусировкой фотоаппарата в темноте. Кроме это стоит отключить стабилизатор, при съемке со штатива он все равно не нужен. При выборе формата фотографии предпочтение надо отдать съемке в формате raw. Конечно можно попробовать и jpg, но вероятность ошибки автоматики в балансе белого и экспозиции очень высока, а такая ошибка приведет к необходимости долго исправлять полученные фотографии или вообще к их негодности.

Салют на День города.

Салют на День города.

В статье об экспозиции в фотографии я рассказывал, что она состоит из выдержки, чувствительности и диафрагмы. В нашем случае выдержка достаточно длительная, об этом говорилось выше, а какие же остальные параметры? Все достаточно просто, чувствительность ISO должна быть в пределах 200-400 единиц, чтобы избежать появления лишнего цифрового шума при длительной выдержке. Причем минимальное значение тут предпочтительнее. Соответственно исходя из пары выдержка-чувствительность примерно и подбирается значение диафрагмы. В большинстве случаем это f 7.1-11.

Если слишком открыть диафрагму, то изображение будут пересвечено.

Когда диафрагма слишком открыта, изображение получается пересвеченным.

Если вы увидели на экране фотоаппарата, что картинка получается слишком светлой, то уменьшите диафрагму либо выдержку. Причем, если диафрагма выставлена на значение, при котором на вашей оптике получаются самые резкие фотографии, то лучше уменьшать выдержку. Тут точные значения зависят от интенсивности фейерверка и заранее их предугадать не получится.

fotosemka-salyutov-i-fejerverkov-pic5Итоговый рецепт получения ярких и запоминающихся кадров салюта или фейерверка получается следующим:
Штатив + съемка в raw + диафрагма f7.1-11 + выдержка 2-4 секунды + iso 200-400 + автоспуск.

Конечно не стоит воспринимать эти рекомендации буквально. Обычно салют длится несколько минут и всегда есть возможность скорректировать настройки.

В заключении скажу, что не стоит расстраиваться, если что-то не получилось с первого раза. Съемка фейерверков это совсем не такое простое занятие, как может показаться на первый взгляд. Я, например, свой «лучший» кадр салюта еще не сделал.