В преддверии крупных праздников одним из самых красивых сюжетов для съемки может стать праздничный салют или фейерверк. Особенно ярко это событие выглядит после заката, на фоне красиво подсвеченного ночного города, но и без городских построек, на темном небе, вспышки салюта смотрятся очень необычно и красочно. Хотя я уже писал про ночную съемку, съемка салютов имеет некоторые отличия и существуют простые приемы для получения действительно запоминающихся и захватывающих кадров. Об этих небольших секретах мы и поговорим далее в статье.
Первое, и самое главное, что следует знать — для съемки фейерверков обязательно нужен штатив. Если для фотографии ночного города было достаточно неподвижной опоры или монопода, то для салютов без устойчивой треноги не обойтись никак.
Это напрямую связано с первым «секретом» — выдержка должна быть длинной — несколько секунд. Одиночные взрывы очень красивы, но зритель, который смотрит на салют, воспринимает их как взаимосвязанные события и не отделяет одну вспышку от другой. На статичной же фотографии отдельный взрыв салюта будет смотреться не особенно ярко и есть вероятность не поймать полное «раскрытие» салюта.
Обычно за 3-4 секунды на небе появляется несколько вспышек салюта, которые и нужно запечатлеть вместе на одной фотографии для получения насыщенного изображения, поэтому и выдержка получается весьма длинной и снимать без штатива просто нереально. Кроме этого я рекомендовал бы использовать автоспуск, чтобы избежать даже минимального шевеления фотоаппарата, хотя это и не обязательное требование.
При съемке салюта нужно использовать ручное наведение на резкость и выставлять значение на бесконечность — это поможет избежать проблем с автофокусировкой фотоаппарата в темноте. Кроме это стоит отключить стабилизатор, при съемке со штатива он все равно не нужен. При выборе формата фотографии предпочтение надо отдать съемке в формате raw. Конечно можно попробовать и jpg, но вероятность ошибки автоматики в балансе белого и экспозиции очень высока, а такая ошибка приведет к необходимости долго исправлять полученные фотографии или вообще к их негодности.
В статье об экспозиции в фотографии я рассказывал, что она состоит из выдержки, чувствительности и диафрагмы. В нашем случае выдержка достаточно длительная, об этом говорилось выше, а какие же остальные параметры? Все достаточно просто, чувствительность ISO должна быть в пределах 200-400 единиц, чтобы избежать появления лишнего цифрового шума при длительной выдержке. Причем минимальное значение тут предпочтительнее. Соответственно исходя из пары выдержка-чувствительность примерно и подбирается значение диафрагмы. В большинстве случаем это f 7.1-11.
Если вы увидели на экране фотоаппарата, что картинка получается слишком светлой, то уменьшите диафрагму либо выдержку. Причем, если диафрагма выставлена на значение, при котором на вашей оптике получаются самые резкие фотографии, то лучше уменьшать выдержку. Тут точные значения зависят от интенсивности фейерверка и заранее их предугадать не получится.
Итоговый рецепт получения ярких и запоминающихся кадров салюта или фейерверка получается следующим:
Штатив + съемка в raw + диафрагма f7.1-11 + выдержка 2-4 секунды + iso 200-400 + автоспуск.
Конечно не стоит воспринимать эти рекомендации буквально. Обычно салют длится несколько минут и всегда есть возможность скорректировать настройки.
В заключении скажу, что не стоит расстраиваться, если что-то не получилось с первого раза. Съемка фейерверков это совсем не такое простое занятие, как может показаться на первый взгляд. Я, например, свой «лучший» кадр салюта еще не сделал.
zoOm says:
Янв 3, 2010
Эх, так и не получилось поснимать салют в новогоднюю ночь, остается только ждать следующего, как только попробую, обязательно поделюсь и впечатлениями, и снимками!
xela says:
Янв 3, 2010
Ага, и у меня не вышло. А жаль, был в 5 минутах пешком от Красной площади, но туда не пускали злые люди в синей форме.
zoOm says:
Янв 3, 2010
На салют хорошо ездить в Липецк на день металлурга!!!
Всегда хорошо бахают!
xela says:
Янв 3, 2010
На день города в Москве тоже очень неплохо.
leon says:
Апр 11, 2010
Уже скоро 9мая вот тогда точно салют хороший будет заснимем)))
А вообще спасибо за статью, у меня уже опыт есть многое из все сказанного я уже знал, но теперь буду стараться ловить целые выстрелы.
И ещё, если диафрагма стабильная то лучше на мой взгляд яркость регулировать через iso т.к. выдержка во многих случаях может не помочь…
xela says:
Апр 13, 2010
среднее iso ночью, даже на хорошем фотоаппарате может давать весьма заметный шум, особенно вокруг фонарей на темном фоне, поэтому я предпочитаю все же выдержку. Кроме того выдержку, на мой взгляд, проще регулировать.
Dontsov says:
Май 11, 2010
Фото салюта на 9 мая в Москве:
_http://vostnod.livejournal.com/9018.html
xela says:
Май 14, 2010
Красиво получилось, у меня в этот раз не очень вышло, подвел штатив, увы.
Фото says:
Июн 10, 2012
Спасибо, если бы прочитал до дня города, то получились бы фотографии.
Альфред says:
Авг 7, 2012
Салют — это звук выстрела пушки или холостые выстрелы огнестрельного оружия. Его снять нельзя.
xela says:
Авг 8, 2012
«Салю́т пра́здничный — государственное мероприятие по особо торжественным праздникам и событиям; заключается в массированном фейерверке.»
Снять очень даже можно.
Альфред says:
Авг 8, 2012
Подмена терминов от тотальной неграмотности. Салют, это салют, а фейерверк — это фейерверк. Салют можно трижды назвать фейерверком, но фейерверком он от этого не станет.
xela says:
Авг 8, 2012
Ну хорошо, словарь Ожегова: салют, -а,м. 1. военное приветствие или отдание почестей выстрелами,ракетами, флагами, поднятием обнаженной сабли, а также стрельба и фейерверк в ознаменование торжественной даты, события. произвести с. отдать с. артиллерийский с. с. в день победы. 2. салют!, частица. то же, что привет (во 2 знач.) (разг.). ii прил. салютный, -ая, -ое (к 1 знач.).
p.s. В статьях попадаются ошибки, я стараюсь исправлять, но не всегда и не все нахожу. Если у вас высокий уровень грамотности и вы хотите помочь сайту, то просто укажите на них, это будет намного полезнее, чем пустая дискуссия о значении слов.
Евгений Владимирович says:
Май 12, 2013
По идее если пересвет, можно пользоваться компенсацией экспозиции.
xela says:
Май 13, 2013
Компенсация экспозиции не поможет, т.к. каждая вспышка дает разное количество света и экспозамер сделанный по предыдущей, для следующей будет уже недействителен. Кроме того значительно удобнее снимать сразу в ручном режиме и подстраивать параметры в процессе, именно выдержку/диафрагму.