В связи с тем, что прошлая неделя прошла под эгидой Фотофорума, уже привычное пятничное интервью с фотографом запоздало на целую неделю. Наверстываем упущенное. Сегодня у нас в гостях московский фотограф Анастасия.
По уже сложившейся традиции каждый из моих собеседников рассказывает немного о себе.
По профессии я юрист. Но, проработав по своей специальности, в том числе в Арбитражном апелляционном суде г. Москвы, поняла, что это не мое.
Сейчас наступило необычное для фоторынка время: многие известные фотографы считают, что рынок фотоуслуг дестабилизировали «чайники»: домохозяйки, студенты и другие люди подобных занятий. Они, набравшись маломальского опыта, выходят на этот рынок готовые снимать даром, лишь бы пополнить свое портфолио. Я их понимаю. Сама такой была. Ну а как же еще: не все «рождаются с фотоаппаратом в руках» и, к сожалению, часто многие ошибаются в выборе своей профессии. Поэтому им и приходится искать работу по душе, а в этом случае фотодело одно из наиболее интересных и простых (по их мнению).
Моя трудовая деятельность так и сложилась. Но я не просто заинтересовалась фотоделом — я заболела им, я без него не представляю свою жизнь. Поэтому я прошла этот любительский этап очень быстро. Учеба, чтение литературы, а также поддержка и понимание моего мужа, родных и близких помогли мне стать профессиональным фотографом, т.е. на заработки от этой работы я могу содержать, по крайней мере, саму себя.
Об основном направлении: думаю, что фотограф должен уметь работать во всех жанрах. Но у каждого должно быть собственное Я. Это то направление, где ты можешь преуспеть в наибольшей степени. Это то, что у тебя получается лучше всего. Лично для меня это портрет.
Анастасия, я знаю, что вы окончили «Академию фотографии», каково впечатление от учебы? Как вы считаете, стоит ли учиться фотографии, если не планируешь заниматься ей за деньги?
Считаю, что человек, не стремящийся к повышению своего кругозора, развитию; познанию нового, особенно в области своей профессии, не далек от «овоща».
Моя формула: время — деньги, знания – капитал! Т.е. приобретенные знания, а тем более в области своей профессии, становятся капиталом, который, в отличие от денег, приносит прибыль.
В «Академии фотографии» моим наставником был высокопрофессиональный фотограф-педагог Дмитрий Ершов. Он помог мне переосмыслить себя, поверить в свои возможности и перспективу, заново понять, что Фотография — это мое, это моя профессия. Чем больше я училась, тем больше понимала, что я ничего не знаю, хотя до поступления в Академию, начитавшись «всякой» литературы вроде «Портретная съемка», считала себя, ну можно сказать, профессионалом. Огромного уважения, как педагог, заслуживает Логинов Алексей, который читал нам курс истории фотографии и смог раскрыть ее роль в жизни человека. Пользуясь случаем, выражаю им свою благодарность и признательность.
Многие фотографы, как начинающие, так и профессионалы, читают книги по фотографии. Каких авторов вы можете посоветовать фотографу-любителю?
Сейчас книг становится все больше и больше. Но качественных книг очень мало. Конечно, лучше всего учиться у профессионалов, но если по каким то причинам не складывается, то могу порекомендовать: «Фото Мастер» Светланы Пожарской, «фотография как…» Александра Лапина, «Искусство цвета» Иоханнес Иттена, и, конечно же, фотоальбомы наших и зарубежных фотографов. Родченко точно уж нужно знать.
Какую фототехнику используете? Большинство фотографов используют технику марки кэнон, чем на ваш взгляд обусловлен этот выбор?
В моем арсенале Canon 30 d и объективы от Canon L класса. Фактом остается то, что различные именитые марки техники, и в частности фототехники, хороши примерно одинаково. Однако, Ваша модель фотоаппарата должна отвечать, Вашим личным требованиям и задачам, которые необходимы лично Вам, которые Вы перед собой ставите. Выбирать стоит не фирму-производителя, а конкретную модель, которая будет отвечать Вашим требованиям. Для меня важно качество, скорость и функциональность.
Как вы считаете, в какой момент человек может сказать: да, я профессионал, — и перейти в коммерческую фотографию?
Как только у Вас появятся клиенты готовые заплатить за вашу работу, и этих средств будет хватать на содержание семьи.
Какая обстановка, на ваш взгляд, больше подходит для съемки людей?
Все будет зависеть от модели, во что она одета и какой образ вы для нее хотите создать, а также наличие оборудования позволяющего вам снимать вне студии. Ну, например, в кафе или на природе.
Какие основные приемы обработки фотографий используете?
Профессиональную съемку делаю только в RAW формате, затем конвертирую снимки в программе Camera Raw, а там уже дорабатываю, если это потребуется в Photoshop.
Каковы на Ваш взгляд критерии успешности фотографа? Можно ли сказать, что талантлив только тот, чьи работы востребованы и покупаются?
Успех зависит от многих факторов. Можно быть совершенным «сапогом», но стать узнаваемым и востребованным фотографом, только потому, что есть связи и люди, которые сделают «сапога» таковым. А можно, наоборот, иметь талант и всю жизнь прожить наедине с ним. Талант скрывать нельзя. Так делают только ленивые. В сети полно ресурсов, на которых можно размещать свои работы, а ведь зрителя не обманешь. Например, замечательная картина Малевича — «Квадрат» была бы ничем, если бы о ней не узнал весь мир коллекционеров.
Я заметил, что цены на фотосъемку сильно разняться от фотографа к фотографу, из чего по-вашему складывается цена?
Цена складывается из популярности автора и спроса. А, как известно, спрос рождает предложение. Есть спрос – цены будут расти. Сейчас, в период кризиса, когда заказов стало мало, рынок фотографии «трещит по швам». Цены стремительно снижаются, но фотографии, обеспеченные именем талантливого фотографа и рекламной поддержкой, по-прежнему в цене.
Есть ли «обязательный» набор фотографий, которые нужно сделать при съемке свадьбы?
Конечно, ведь набор складывается в соответствии со свадебной программой, а как же русская свадьба без выкупа, ЗАГСа, прогулки и ресторана, вот вам и стандартный набор получился. Вопрос в умении сломать стереотип наших граждан. Ведь фотография это не только Красная площадь и Храм Христа Спасителя, но и, например, удачно снятый поцелуй, танец жениха и невесты, какой-то курьёз и т.п. Именно это отличает одну свадьбу от другой, делает ее запоминающейся на всю жизнь. Чтобы эти «изюминки» поймать — нужно уметь вести незаметную съемку.
Делая снимок с большим количеством людей в кадре, сложно поймать момент, когда все улыбаются и смотрят в камеру, расскажите, какие приемы используете для решения этой проблемы?
Безусловно, в этом случае все зависит от вида съемки. Если снимаем репортаж, то для разрешения данной проблемы требуется высокоскоростная техника, позволяющая снимать как можно больше кадров за одну минуту. Или другой вариант – постановочный, это когда фотограф сам руководит всем процессом съемки и говорит кому куда встать, как и куда смотреть. А когда нужно улыбаться надо очень хорошо попросить клиентов сказать «СЫ-Ы-Ы-ЫР».
Раскройте какой-нибудь фирменный фотосекрет для наших читателей.
Секрет прост, не гнаться за дорогостоящими новинками, навязываемыми нам всевозможной рекламой, а сосредоточиться и прислушаться к внутреннему голосу, который всегда подскажет, где найти и как снять понравившийся Вам момент. Руководствуясь высказыванием одного из лучших экономистов мира, успешный предприниматель делает не так как все, т.е. в любом деле нужно найти и иметь своё.
И, наконец, немного саморекламы: какого рода услуги в области фотографии вы предлагаете, стоимость, бонусы, отличие от конкурентов, где можно посмотреть ваши работы.
Работаю в областях, связанных с портретом: портфолио, свадьба, модельные тесты и, конечно же, детская фотография, так как именно она позволяет сделать наш мир добрее. Ведь устами, а для фотографа, лицами детей, глаголет истина. Также снимаю много натюрмортов, по которым скоро пройдет моя персональная выставка-продажа в г. Москве.
Подробнее о моем творчестве, фотографиях и стоимости услуг можно узнать на сайте www.lokofoto.ru.
Несколько фотографий Анастасии
Михаил says:
Апр 23, 2010
Очень познавательная информация, спасибо. Фотографии — класс! Особенно хороши «Модели». Предлагаю продать мне первую. Я бы назвал её: «Ах, эти глаза…». переговоры о цене предлагаю провести по моему E-mail.
xela says:
Апр 23, 2010
Михаил, зайдите по ссылке внизу на сайт фотографа, я думаю там предложение будет услышано скорее.