Цифровая камера состоит из 2-х основных составляющих. Это корпус камеры, в котором находится матрица и сосредоточены все элементы ответственные за обработку света, попавшего на нее, и объектив. Разница между зеркальной и просто цифровой камерой заключается в наличие зеркала у первой. Оно находится перед матрицей и проецирует свет в видоискатель, а при съемке поднимается и свет формирует изображение непосредственно на матрице. Это позволяет использовать с зеркалками сменные объективы, тогда как у обычных камер объектив встроен в корпус и меняться не может. Сменные объективы могут существенно расширить возможности фотографа. О том какие именно бывают объективы пойдет речь дальше.

Объектив представляет собой оптическое устройство состоящее из системы линз, которые проецируют изображение на матрицу фотокамеры. Основными характеристиками объектива являются фокусное расстояние и светосила.

kak-vybrat-obektiv-pic2

Фокусное расстояние

Упрощенно можно представить себе объектив, как собирающую линзу. Расстояние от центра этой линзы до матрицы фотоаппарата и является фокусным. На самом деле все несколько сложнее, но не будем вдаваться в технические тонкости т.к. они не влияют на выбор объектива. Фокусное расстояние указывается на объективе в миллиметрах. Например, 50мм означает, что объектив имеет фиксированное фокусное расстояние (фикс-объектив), 24-105мм переменное (зум-объектив). Чем этот параметр так важен?

Во-первых это так называемый зум. Чем больше фокусное расстояние, тем ближе кажутся предметы на фотографии. На примере ниже съемка производилась с одного и того же места, эффект виден без объяснений.

Фотографии с разным фокусным расстоянием

Фотографии с разным фокусным расстоянием

Кстати чтобы определить кратность зума достаточно разделить максимальное фокусное расстояние на минимальное, например для объектива 17-55мм, зум 3. При переходе с компактной камеры на зеркальную это может помочь подобрать похожий объектив. Строго говоря фотоаппарат не приближает объекты, на самом деле изменяется угол изображения объектива, но об этом несколько позже.

Во-вторых, разное фокусное расстояние подходит для разных целей. Объемное изображение, которое мы видим, на картинке воссоздается при помощи перспективы. Объекты, которые расположены ближе отображаются крупнее, а те, которые дальше, как более мелкие. При использовании широкоугольного объектива (фокусное расстояние до 35мм) наблюдается эффект усиления перспективы, т.е. близко расположенные объекты становятся больше, а более далекие меньше, чем мы их видим глазами. У длиннофокусных (фокусное расстояние более 85мм) объективов наблюдается обратная картина, перспектива уплощается, близкие объекты уменьшаются, а далекие увеличиваются. Для стандартных же объективов (фокусное расстояние от 35 до 85мм) перспективные искажения малозаметны или не заметны вовсе, и фотография получается максимально похожая видимую реальность.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод, если вы хотите фотографировать портреты, то лучше всего подойдет стандартный объектив, чтобы лицо человека получилось на фотографии без искажений. Для съемки архитектуры или пейзажей подойдет короткофокусный объектив для придания большей глубины и рельефности, он же подойдет для съемки интерьеров. А вот для далеких объектов, например съемки животных, лучше длиннофокусные объективы, они позволят лучше передать детали в тех случаях, когда нельзя подойти ближе.

Угол изображения объектива.

Угол изображения (зрения) — это величина показывающая какой угол пространства способен охватить объектив. При прочих равных условиях, чем больше фокусное расстояние, тем меньше угол зрения объектива.

Почему же в длиннофокусном положении (для объектива 24-105мм это диапазон 85-105мм) мы видим предметы как бы ближе, чем в широкоугольном (в нашем случае до 35мм)? В первом случае угол изображения объектива ≤30°, во втором ≥75°, но диагональ кадра при этом остается постоянной т.е. чем меньше угол, тем меньше ширина пространства, которое попадает в кадр, а следовательно тем крупнее объекты. Кстати для стандартных объективов угол изображения 45°-65°.  Но есть еще одна тонкость, фокусное расстояние указывается для стандартного кадра 35мм. Матрицы такого размера пока встречаются редко, обычно ставятся светочувствительные элементы меньшего размера т.е. кадр как бы обрезается. Это называется кроп-фактор.

Поправка на кроп-фактор.

Для неполнокадровых фотоаппаратов Canon (вся линейка с 2-мя и более цифрами в названии) кроп составляет 1,6. У Nikon (модели с 2-мя и более цифрами, кроме D700, D800 и D800E) и Sony (номера моделей до α700 включительно) матрица несколько больше, кроп — 1,5.

kak-vybrat-obektiv-pic4

При одинаковом фокусном расстоянии для разного размера матриц угол зрения разный.

Чем это важно при выборе объектива? Матрица меньше, а значит часть изображения, которое «видит» объектив, обрезается по краям. И в таком случае правильнее говорить не о фокусном расстоянии, которое указано на объективе, а об эквивалентном фокусном расстоянии с учетом поправки на кроп. Таким образом, фотография, сделанная с фокусным расстоянием, скажем, 85мм на матрице с кропом, будет по размерам видимых объектов равна фотографии, сделанной с расстоянием 85*1,6=136мм (для Canon) на полнокадровой матрице. Наш стандартный объектив в связке с «обрезанной» матрицей стал длиннофокусным, при этом характеристики перспективы, о которых мы говорили выше, не изменились, поэтому две фотографии, при сходных размерах объектов, будут отличаться перспективой. Иными словами, если вы берете объектив для каких-то определенных задач и ваш фотоаппарат неполнокадровый, то стоит скорректировать ряд фокусных расстояний введя поправку на кроп.

Плюсом это может быть при покупке длиннофокусной оптики для съемки дикой природы, ведь объектив 300мм имеет эквивалентное фокусное расстояние уже 480мм (для Canon). Но для съемки интерьеров обрезанная матрица это безусловный минус, ведь широкоугольные объективы, скажем 17мм, сдвигаются ближе к нормальным, и вы рискуете не уместить в кадре все, что хотите, если помещение достаточно тесное и нельзя отойти дальше.

Во второй части более подробно будет рассмотрена светосила и ее производные — выдержка и глубина резкости.
А в третьей части мы перейдем от теории к практике выбора объектива.

Полезные ссылки:
Фокусное расстояние в википедии.
Угол изображения объектива в википедии.