Перед праздниками многие стремятся уехать в отпуск и один из вопросов, который возникает — что из фототехники взять с собой? Конечно если у вас одна камера и один объектив, то решение очевидно, но если аксессуаров набралось достаточно много, то есть над чем задуматься. Эта статья написана на основе моего опыта и очень надеюсь, что она поможет вам избежать ошибок и не брать в поездку «лишние» килограммы фотооборудования.
Хочу сразу сделать уточнение — если целью вашего путешествия является именно фотосъемка, то ограничивать себя выбором оборудования не стоит, наоборот нужно взять максимально широкий набор, мало ли что вам представится шанс снять; если же цель отпуска прежде всего отдохнуть, то эта статья для вас.
Сегодня в семье часто имеется несколько фотоаппаратов. Вот только есть ли необходимость брать их все? Если вы сможете поделиться камерой со всеми членами семьи, кому захочется что-то сфотографировать, то берите одну камеру, тем более, что море однотипных фотографий, сделанных практически из одной точки, вряд ли сильно украсит вашу коллекцию. Единственное о чем следует сразу договориться — кто все же «главный» фотограф поездки. Опять же, если у вас самих несколько камер, выбрать лучше ту, которая привычнее и удобнее.
С объективами не все так просто, поэтому для начала напишу о том, что брать с собой не стоит. Номер один в списке — это длиннофокусные фикс-объективы. Скорее всего вы будете снимать в основном пейзажи, а фиксы для этого попросту не предназначены. Кроме того эффект размытия заднего фона для фотографий из путешествий имеет вторичное значение, впрочем как и высокая светосила.
Длиннофокусные зумы тоже спорный вариант. В качестве примера возьмем любимый многими объектив Canon 70-200мм. Если на полном кадре он еще как-то играет, то на кропе уже не даст сделать общий вид т.е. вам постоянно придется менять его на что-то широкоугольное, чтобы запечатлеть панораму вокруг, а не отдельные детали. Не забудьте и про в прямом смысле слова выдающиеся размеры, которые делают эти линзы неудобными при большом скоплении людей.
Третий кандидат — это специализированные объективы, к которым можно отнести фишаи, макро и прочую узкопрофильную оптику. Подумайте, стоит ли их брать ради нескольких фотографий? Тем более, что спонтанно и без подготовки такие кадры редко получаются действительно качественными.
Что же все-таки выбрать? Прежде всего это так называемые тревел-зумы или, иначе, зум-объективы с большим диапазоном фокусных расстояний от широкоугольного до длиннофокусного, например, Canon 24-105мм или 18-135мм. Они позволят вам, не меняя оптики, охватить максимум сюжетов, что очень удобно, и даже недостатки, присущие такого рода оптике, не смогут перекрыть это достоинство. На втором месте широкоугольные зумы типа Canon 17-40мм, они чуть менее удобны именно тем, что диапазон ограничен широким углом, однако большинство фотографий из путешествий без проблем укладываются в эти рамки. Вторым можно взять нормальный или умеренно широкоугольный фикс, например 35 или 50мм, в основном для съемки при недостаточном освещении и в помещениях.
После того, как вы выбрали фотоаппарат и оптику, остается подумать о дополнительных аксессуарах. Первое — это конечно внешняя вспышка, ее брать не нужно, поскольку она мало поможет при пейзажной съемке, а в помещениях типа музеев и т.п. ими все равно пользоваться нельзя. Также не стоит брать батарейную ручку — этот полезный в обычное время аксессуар уже на второй или третий день будет вызывать только чувство раздражения от лишнего веса. Лучше взять запасной аккумулятор.
Довольно много вопросов возникает относительно светофильтров. Естественно, на каждом объективе должен стоять защитный. Если вы будете снимать при ярком солнце, например, летом или в горах, возьмите поляризационный фильтр, если, наоборот, будет много съемок в вечернее время и в городе, обычно зимой, то возможно имеет смысл взять звездный фильтр, но злоупотреблять им все-таки не нужно. Остальные будут малополезны, но если у вас осталось немного места в сумке, то можно захватить градиентный фильтр.
Штатив лучше оставить дома. Помимо того, что он тяжелый, во многих музеях ими просто запрещают пользоваться. А вот легкий компактный монопод поможет во многих ситуациях и ограничений на его использование намного меньше. От себя хочу порекомендовать заменить на фотокамере обычный ремень на наплечный типа BlackRapid или его аналог — это очень облегчает длительное ношение фотоаппарата.
Очень желательно чтобы все, что вы запланируете взять с собой, умещалось в небольшую, но хорошо защищенную фотосумку. Часто встречаются тонкие неопреновые чехлы, в которые можно положить только фотоаппарат, их брать не стоит. Помните, что вы можете случайно уронить сумку, попасть под дождь или, наоборот, в сильный ветер с пылью, и во всех этих ситуациях фототехника должна быть хорошо защищена.
Duckky says:
Дек 13, 2011
Отличная статья! И как раз вовремя. Как раз собираюсь с друзьями отдохнуть в праздники и хотел прикупить себе либо 24-105 4l, либо 17-40 4l. Вот только смущают меня отзывы по поводу слабой светосилы при съёмке в помещениях. Что скажите по этому поводу?
xela says:
Дек 13, 2011
Даже 1,4 на полтиннике в помещении зачастую мало.
Ксения says:
Дек 20, 2011
А как считаете 24-105 на кропе подойдет для путешествия? Или все-таки будет не хватать широкого угла?
xela says:
Дек 20, 2011
Я снимаю на 24-105 на кропе, не хватает длиннофокусных мм иногда, а с широким углом все в порядке :).
Сергей says:
Апр 9, 2019
Из моего опыта в путешествиях: 24-105 на кропе очень не хватало на широкий угол. На полном кадре стало самое то. Но светосилы 4 иной раз совсем не хватало в помещении. Результат: либо шум с высоким ИСО либо легкий смаз на низком :-)
Cheshir says:
Дек 21, 2011
Дельные советы! Спасибо!
Сергеевич says:
Дек 22, 2011
а что скажете по поводу съемки зимой? Канон 550д
xela says:
Дек 23, 2011
А что про нее нужно сказать? Побольше аккумуляторов и желательно пару пакетиков силикагеля в фотосумку :).
Сергеевич says:
Дек 23, 2011
Спасибо это и хотел услышать, интересно просто вредно ли для фотоапарата съемка зимой, конденсат и холод как влияет на работу камеры!
xela says:
Дек 23, 2011
Вредно, производитель обещает нормальную работу до +5, если не ошибаюсь, но до -10 все работает вообще без проблем, при большем минусе резко понижается емкость аккумуляторов. В любом случае желательно постараться максимально снизить количество переходов тепло-холод и давать время на адаптацию к новым условиям до включения. Ну и конечно ни в коем случае не носить камеру под курткой!
Mack5rzn says:
Фев 7, 2012
Посоветуйте пожалуйста. Хочу в качестве штатного объектива взять CANON EF-S 55-250 mm f/4-5.6 IS II. Очень много хороших отзывов, да и фокусные расстояния для меня очень интересны. Интересует как на этом стекле выходят общие планы. Насколько сильна будет дисторсия на 55?
xela says:
Мар 2, 2012
На кропе — это не штатник, а длиннофокусный зум. Вообще говоря искажения в районе 50мм минимальны у любых объективов.
katerina says:
Фев 8, 2012
доброй ночи!
извините за избитую тему в выборе фототехники…но , как и у многих, никого дельного и знающего нет рядом..
что бы я хотела от качества?
как раз в тему — очень люблю путешествия/ была много где, зарабатывала не так много, как хотелось бы, довольствовалась сони альфа и привозила НЕ ОЧЕНЬ хорошие снимки, не по композиции (сама художник-архитектор), а как раз (извините, терминологию не знаю) по размытости, по четкости, по шумам, ночная съемка-это вообще отдельный вопрос…
сейчас могу кое-что себе позволить. бюджет около 100.. может, чуть больше/
хочу определиться между 7D и 5D mark II, очень люблю снимать, архитектуру, людей
печатать на большие форматы не собираюсь, максимум a4, зарабатывать им — тоже нет, хочу для своего альбома качественные фотографии для памяти
это бюджет на тушку и объектив
тяжести носить люблю ;)
а далее нужно выбрать плюсом
1) Вспышку-для клубов и закатов ))
2) Портретник (если он необходим и не обойдусь ли я объективом в комплекте)
3) Широкоугольный объектив (думаю, он необходим ))
спасибо Вам большое за цельные советы/ долго пыталась понять, что мне нужно читая Ваши ответы на похожие комментарии, но еще больше запуталась.
(и последнее-надо ли покупать сейчас, или подождать выхода чего-то еще)
заранее огромное спасибо!!
xela says:
Мар 2, 2012
Если еще актуально, то бурите сейчас 5D mark II и 24-105 объектив, примерно в 100к и уложитесь и для начала вам этого комплекта хватит за глаза, а потом уже и плюсы пойдут, для начала я советовал бы на этом и остановиться.
katerina says:
Мар 27, 2012
Спасибо за ответ. Еще актуально.
На фотоаппарате точно на полном кадре остановилась. Точно на 5d mark 2
А вот со стеклом сложно .
Что если остановиться на 35 f/1,4L?
Подойдет ли он как постоянный?
Понятно, что придется побегать , но если говорить о качестве снимков, то оно ведь значительно отличается у стекол с зумом и фиксированным расстоянием..
И светосила..
xela says:
Мар 28, 2012
Зависит от того, что вы будете снимать. Объектив 35мм подойдет для съемки всего кроме портретов, лучше обратите внимание на 50мм 1,4 он более универсален на полном кадре, хотя опять же для портретов, особенно крупным планом не совсем подходит.
Oksana says:
Фев 28, 2012
Здравствуйте! Я себе выбрала тушку 600D, А ВОТ С ОБЪЕКТИВОМ ПРОБЛЕМКА…Ну никак не могу определиться, что мне больше подойдет. Прочитав комментарии, поняла,что для новичка оптимальный вариант 18-135. Я очень люблю фотографировать, без разницы что…Хочется от нового, долгожданного фотоаппарата качественных, четких и ярких снимков. Но самое главное, мне нужно фотографировать моего еще грудного малыша дома, а в скором времени и на улице. Посоветуйте мне пожалуйста как быть?
xela says:
Мар 2, 2012
18-135 вам подойдет вполне, но нужно будет довольно много света дома, можно купить вспышку, но я бы не советовал фотографировать ребенка с ней.
Alexander says:
Мар 26, 2012
Александр, приветствую!
Для отпуска (в будущем — с прицелом на полный кадр (сейчас 550D)) в качестве ширика и относительно длинного зума из этих двух что посоветуете?
1. Canon EF 28-135 f/3.5-5.6 IS USM
2. Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS.
Не будет ли 28мм большим минусом на кропе, относительно 18-135, даже при плюсе на будущее(т.к. брать полный кадр не готов пока)?
На даный момент имеется Canon EF 50 f/1.4 USM.
Да, забыл, в отпуске — и пейзажи, и портреты на природе. Возможно, хватит и полтинника, но хотелось бы и зум!
xela says:
Мар 27, 2012
Объектив 28-135 на кропе не даст широкой картинки, будете все время чувствовать, что не хватает угла, компромисс — 24-105, но если не планируете покупать полный кадр год-два, то лучше взять 18-135.
Alexander says:
Мар 27, 2012
24-105 — это идеальный вариант, я понимаю, но ценник… %-)
Я поэтому-то и спросил об этих двух. ;-) Надеюсь, что полный кадр как раз и получится в течение года-двух!
Просто как потом быстрее продать тушку: с объективом(тогда однозначно 18-135) или без (тогда, конечно, 28-135/24-105)?
xela says:
Мар 28, 2012
Естественно продать фотоаппарат будет проще с объективом, но вот выгоднее ли не стану утверждать. Тут есть еще один аспект — новые фотоаппараты с большим разрешением матрицы повышают требования к оптике, свежий пример — выход нового 24-70, поэтому есть большая вероятность, что 24-105 обновится к тому времени, как вы купите полный кадр. Если бы речь шла о промежутке в несколько месяцев, тогда стоило бы взять полнокадровую оптику, а в вашем случае все-таки 18-135 будет оптимальным выбором. :)
Alexander says:
Мар 28, 2012
Спасибо за совет! Хоть одно радует — хороший полтинник — он и в Африке полтинник! :-)
Олег says:
Май 11, 2012
Здравствуйте!
Посоветуйте,что лучше взять,Кенон 5Д или Кенон 1Д марк 2 (Кенон 1Д марк 2н)?
Честно запутался…
5д — «пылесос»,но ФФ.не все мои стекла подойдут.
1Д — 1.2 кроп,но по всем параметрам выигрывает…Да и стекла не прийдется продавать…
Ориентир — свадебная сьемка про.
Пыхи,радиосинхронизаторы,боксы… подойдут в любом случае
(Написал для того чтоб кто еще не сильно разбирается в фотосьемке,примерно понимал. :)
На 5д мк2 или на 1д мк3 денег не хватает,а работать на 40д+500д уже тяжеловато.Хочется чего-то более серьезного.
Да и жена кричит,»хочу ФФ!!!»
а мне более 1д мк2н по душе…
Заранее благодарен.
xela says:
Май 12, 2012
Я бы сравнивал 5D и Mk III, второй — это уже совсем давно было. Объективы EF-s не подходят под обе камеры (если у вас такие). Я бы брал пятерочку, зависит конечно от состояния и цены, на нем и объективы начинают себя проявлять в полной мере и шумит он не так сильно и не портит снимок. На самом деле все очень субъективно, нужно смотреть какая итоговая картинка вам нравится больше и какая требует меньше обработки из камеры.
Олег says:
Май 13, 2012
Спасибо огромное,так и думал,буду собирать на 1Д мк3.
а со временем и 5д мк 2 как вторую камеру возьму.
jake67 says:
Май 18, 2012
Почему сверх-ширики не рассматриваете? Отдыхать ведь можно в разных местах. Для съемок узких улочек Европы, например, 10-22 подойдет как нельзя лучше!
xela says:
Май 18, 2012
Статья адресована скорее начинающим фотографам, а сверхширокоугольники довольно редкий гость в их арсенале. Кроме того универсальности в них немного, а брать несколько объективов с собой стоит только в случае фотопоездки. Скажем так, можно ведь и макро брать и телевики, но ради одной-двух фотографий из поездки таскать столько оборудования как-то странно.
Татьяна says:
Сен 7, 2012
Доброго времени суток)
Планирую приобретать фотоаппарат как раз для съемки в отпуске и домашней коллекции. Работать на нем не планирую, невероятного супер качества не жду. Просто хотелось бы компактного размера и достойное качество. Посоветуйте мне, пожлста!
xela says:
Сен 7, 2012
Любая современная зеркальная камера дает более чем достойное качество картинки. Недорогой и универсальный вариант Canon 1100D+18-135 или аналогичный Никон d3100+18-105
Alexander says:
Июн 16, 2013
Александр, здравствуйте!
Стоит вопрос актуальный о том, что из оптики взять в отпуск!
Имеется Туша 550Д, фикс Canon EF 50 f/1.4 USM. Но в план входит съёмка обалденно красивых пейзажей и, возможно животных и птиц на удалённом расстоянии(но приоритет — это пейзажи и панорамы). Универсальный Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS не хотелось бы брать, поскольку после имеющегося фикса не думаю, что сможет устроить качество картинки, плюс не хочется перекрывать полтинник широким диапазоном фокусного такого универсального объектива, и при переходе на полный кадр хочется оставить оптику себе. В планах собрать оптику широкоугольную (фиксы, возможно зумы, только качественные), стандарт имеется, как сказал — это полтинник, ну и телевик с фокусными от 70-75 до 200-300.
Выбираю из:
1. Canon EF 20 f/2.8 USM (даст ли он должное качество и будет ли достаточен в купе с полтинником для пейзажей?)
2. Canon EF 17-40 f/4L USM (в ОГРОМНЫЙ минус — цена, но L-ка скроет минусы зумов, полагаю, типа аберрации и т.п.)
3. Canon EF-S 17-85 f/4-5.6 IS USM (минус — опять же перекрытие полтинника и EF-S, т.к. планирую переходить на полный кадр, а так оптика, на мой взгляд достойная. Но, опять же, как она поведёт себя при пейзажной и широкоформатной съёмке? Я про оптические нежелательные «эффекты»?)
4. Canon EF-S 10-22 f/3.5-4.5 USM (минус — как и в пункте 2 — цена, но 2-й пункт выгоднее на мой взгляд)
5. Canon EF 70-300 f/4-5.6 IS USM (под вопросом, т.к. специфика узковата и в сумку третьим не влезет :unsure: , хотя, может я и не прав, если пользоваться, как раз для съёмки животных в горах, птиц и т.п. труднодоступной живности).
Собственно, по оптике вопрос исчерпывающий. Надеюсь, что поможете развеять сомнения и расскажете о «+» и «-» данных объективов!
Заранее спасибо!
xela says:
Июн 20, 2013
Возникает некоторая проблема, при переходе с кропа на полный кадр, объективы начинают вести себя совсем по-другому. Поэтому давайте наверное начнем с минусов.
Пункт 3, однозначный минус, посредственный объектив и на полный кадр не пойдет. Пункт 4, на полный кадр не пойдет, но на кропе практически безальтернативный широкий угол, для протяженных пейзажей, когда горизонт далеко, очень неплох. Пункт 5, только для птичек. Пункт 1, на кропе сильно ближе к нормальным, нужно пробовать подойдет ли вам. Пункт 2, наиболее универсальный из шириков, в принципе выбор наверное между ним и 10-22. Опять же стоит попробовать, устроит ли вас его качество, но с прицелом на ФФ наверное именно он.
Alexander says:
Июн 20, 2013
Т.е. получается — или 17-40, или 10-22, или 20. 20 так понимаю менее альтернативнее первых двух? Или нет? А качество его как?
А по качеству картинки всё же какой из первых двух (17-40 и 10-22) вариантов будет выигрывать на разных фокусных? У какого «эффекты» будут меньше?
xela says:
Июн 25, 2013
Получается. Я бы сказал, что 20мм дает самое высокое качество, особенно с учетом возможности прикрыть диафрагму до значения конкурентов на несколько делений. Затем 17-40, но не с полностью открытой диафрагмой, а как минимум с 4,5 и где-то с 20мм и дальше. И на последнем месте 10-22, но опять же у него качество плавно растет к 22мм, на которых он даже на открытой диафрагме 4,5 аналогичен 17-40.
Alexander says:
Июн 28, 2013
Александр, спасибо за советы!
Посовещался ещё с фотографом и остановился всё-таки на фиксе 20 мм. Собственно, думаю, что после полтинника фикса это предсказуемо, т.к. качество должно быть очевидно! Единственное что плохо, так это невозможность проверить перед покупкой, а только после получения. :negative:
Сергей says:
Апр 9, 2019
Прикольная статья :-) Но даже в полном соответствии с данными советами, смог отложить в сторону из моих 5 килограммов — 160 грамм (маленькая вспышка :))) ) Но и за то, спасибо.