Я уже писал как исправить баланс белого если вы по каким-то причинам фотографируете не в Raw формате. Однако это не всегда удобно и лучше заранее настроить ББ на камере перед съемкой, чтобы впоследствии избежать лишней обработки. Я думаю, что все сталкивались с ситуацией, когда автоматическая настройка баланса белого дает неправильный результат. Особенно часто это случается при съемке в помещении с несколькими разными источниками света. На самом деле, чтобы избежать этого негативного эффекта достаточно просто выставить настройки вручную, а не доверять автоматике камеры.
На сегодняшний день все цифровые фотокамеры позволяют использовать заранее запрограммированные режимы типа «Солнечно», «Лампа накаливания» и т.п., но эти настройки редко дают действительно точный результат. Поэтому мы поговорим о полностью ручной настройке, которая еще называется настройкой по белому (или серому) листу.
Давайте представим себе такую ситуацию: вы заходите в помещение, делаете пробный снимок и видите какие-то нереальные оттенки. на самом деле все довольно просто, при условии, что освещение не будет меняться, достаточно выставить баланс белого один раз и на протяжении всей съемки у вас будут естественные цвета. Для этого понадобится лист белой бумаги, желательно немятый, чтобы не было лишних теней, либо специальная насадка на объектив, что удобнее, но и дороже.
Кладем наш «эталонный» образец белого цвета так, чтобы он был равномерно освещен, и фотографируем. При этом обязательно должна быть заполнена центральная часть кадра, лучше если весь кадр. Если фотоаппарат не может сфокусироваться на белом поле, просто переключите его на ручной фокус, даже если снимок будет размытим, это не важно. Так же не играет роли, какой режим баланса белого у вас выставлен в настройках на момент получения фотографии. После этого заходим в меню фотоаппарата и находим пункт «Ручной ББ» и выбираем сделанный снимок, настройки будут сохранены автоматически. Остается переключиться в пользовательский режим ББ.
Обычно пользовательские настройки баланса белого изображаются пиктограммой в виде цветочка (крайняя правая на снимке) в меню баланса белого. В случае изменения условий освещения, вы можете заново настроить этот параметр, при этом предыдущие настройки будут заменены или перейти в любой другой предустановленный режим, настройки сохранятся. Пользуясь ручным ББ, будьте внимательны и не забывайте его менять при изменении освещения.
Прелесть этого способа заключается в его простоте и отсутствии необходимости что-то покупать, но иногда он может давать ощутимые ошибки, да и не всегда удобно носить с собой кусок бумаги.
Ошибки связаны прежде всего с тем, что белый лист далеко не всегда действительно белый. Он отражает часть цвета, если рядом находятся яркие предметы или может приобрести оттенок, если сквозь него просвечивается задний фон, а это в свою очередь сбивает настройки. Чтобы более точно настроить баланс белого и избавится от «паразитных» засветок, нужно использовать так называемую 18% серую карту. Ее можно купить в фотомагазине или сделать самому при помощи лазерного принтера, залив лист плотной бумаги 18% серым цветом. При помощи такого аксессуара можно точнее настраивать ББ и избежать влияния цветных рефлексов. В большинстве случаев этого достаточно, но для получения максимальной точности лучше все-таки использовать специальную насадку на объектив.
Одной из наиболее известных таких насадок является Expodisc производства компании ExpoImaging.
Есть множество аналогичных устройств, которые могут сильно отличаться ценой и даже внешним видом, но принцип их работы одинаков. Со стороны объектива это равномерный белый фон, а с внешней, в случае expodisc, микролинзы, которые смешивают свет и отсекают его часть таким образом, что внутренний фон для камеры становится тем самым 18% серым. Несмотря на кажущуюся простоту, эта насадка позволяет практически идеально оценить баланс белого даже в самых неблогоприятных условиях.
Процесс работы с ней аналогичен настройке по листу, вы надеваете диск на объектив, а дальше последовательность действий идентична описанным выше. Процесс надевания/снятия очень прост, в оправе стоят подпружиненые шарики, поэтому она просто нащелкивается на объектив и так же быстро снимается. Это позволяет ускорить процесс настройки и сделать его максимально удобным. Единственный минус — цена, которая еще и ощутимо растет в зависимости от диаметра объектива. Кстати совсем необязательно покупать насадки под каждый диаметр ваших объективов, достаточно выбрать самый большой, а к линзам меньшего размера ее можно просто прикладывать.
Какой из приведенных способов выбрать решать вам. Единственное, что хочу отметить — предварительная настройка баланса белого может ощутимо снизить время обработки фотографий, а в некоторых случаях и вовсе от нее отказаться.
Евгений Воробьев says:
Мар 24, 2011
А я в студии делаю так: выставляю на 5500, вот и получается практически точно)
xela says:
Мар 24, 2011
В студии да, а когда освещение смешанное?
Евгений Воробьев says:
Мар 25, 2011
Да всегда на автомате, потом в РАВе делаю.
Хотя был бы не против таких игрушек)
Игорь says:
Апр 5, 2011
при работе со вспышкой (зеркальный аппарат, выдержка 60, режим Р) так же следует поступать? У меня при работе со вспышко постоянно оранжево-красная «тонировка» получается. Нет белого цвета совсем. Аппарат CANNON 40D.
xela says:
Апр 5, 2011
Игорь, у вас получается на вспышке одна цветовая температура, в помещении другая, два разных источника, значит камера просто не сможет дать нормальный цвет. Выход — либо забить освещение вспышкой, либо поставить фильтр на вспышку, чтобы привести ее температуру к той, которая в помещении.
Игорь says:
Апр 5, 2011
спасибо. попробую
Сергей Юрченко says:
Апр 19, 2011
Вообще, баланс белого, тема достаточно щекотливая. Абсолютного баланса никогда не добиться. Даже если у Вас настроен специальным оборудованием (откалиброван) монитор. Восприятие цвета зависит от внешнего освещения дома при работе на компьютере. Днем Вас баланс устроит, а вечером, глядя на те же фотографии, Вам может что-то не понравится. К тому же, во время съемки, если освещение было, например, желтым… Вопрос — стоит ли его делать белым? Баланс, при этом, будет правильнее, но атмосфера освещения уйдет. Вообщем, это все зависит от предпочтений и целей фотографа.
xela says:
Апр 19, 2011
Сергей, фотография вообще субьективна, это ведь попытка отразить реальность посредством техники и художественных приемов. Чего только стоят размытие фона или подсветка теней. Однако же мне для некоторых фотографий ручная настройка ББ очень помогла в свое время.
Никита says:
Дек 20, 2011
Я вот баланс белого ставлю первым способом по сухому асфальту в тени если есть возможность, а так же руками на глаз выставляю температуру делая предварительные снимки.
Алексей says:
Окт 7, 2013
Заранее прошу прощения,возможно я что-то пропустил.В каких режимах снимать белый лист для съёмки в квартире с искусственным освещением?Я снимал исо 100-200,режим Р.Но у меня снимки при ручном ББ выходил всё-равно очень жёлтыми.В автоматическом же режиме ББ снимки были намного естественнее!Что я делаю не так?
xela says:
Окт 7, 2013
Вы что-то неправильно делаете. После регистрации настройки ББ, картинка сильно меняется в смысле паразитных оттенков. Посмотрите еще раз на процесс установки ручного ББ в инструкции к камере. А вообще говоря, зачем вам это? Автоматический ББ в 95% дает нормальный результат.
Farid says:
Авг 17, 2015
Здравствуйте! Фотографирую пока на автоматических режимах, но пробую и на ручных настройках. У меня никон3200 18-105. Фото получаются классные, единственная проблема, темноватые, причем все. Может я что не так делаю? Подскажите пожалуйста или кинте ссылку где описывается. Заранее спасибо!
xela says:
Авг 17, 2015
Посмотрите, не поставили ли случайно экспокоррекцию в минус, это как раз и делает более темными все фотографии.
Farid says:
Авг 18, 2015
Спасибо! Но экспокоррекция возможна только при ручных настройках, а у меня все фото получаются тёмные
xela says:
Авг 18, 2015
Не знаю, как на Никон, на Кэнон экспокоррекция работает во всех режимах кроме авто. Если и в авто получаются темные снимки, значит какая-то проблема с экспозамером в принципе. Есть приложение для Android — LightMeter, типа цифровой экспонометр, работает более-менее точно. Попробуйте замерить им экспозицию и сравнить с тем, что выдает фотоаппарат.
Тимур says:
Июл 8, 2016
Вообще, баланс белого это большая тема для обсуждения. Конечно, для быстрой настройки имеющие режимы, бывают даже справляются со своей задачей, но все же часто приходится пользоваться ручным режимом и настройки по серой карте. Ну и конечно же, без RAW никуда! :whistle: