Снимки ночного города смотрятся очень эффектно, а при помощи цифрового фотоаппарата сделать их относительно несложно. Ночная съемка отличается от съемки днем прежде всего отсутствием или существенно меньшим количеством фонового (заполняющего) света. При этом в кадре может быть большое число точечных источников света, таких, как подсветка зданий, уличное освещение, свет фар автомобилей и т.п. Поэтому и приемы съемки несколько отличаются от привычных.
Во-первых техническая составляющая. В условиях нехватки освещения, выдержки, для получения хорошо экспонированных снимков, будут значительными и в некоторых случаях могут составлять несколько секунд. В такой ситуации съемка с рук практически невозможна, даже если камера или объектив оборудованы системой стабилизации. Решить эту проблему можно двумя путями.
Первый это попробовать найти неподвижную поверхность и расположить на ней фотоаппарат. Для этой цели могут подойти перила или ограждение моста, скамейка, ниша в заборе и т.д. В этом случае фотограф очень ограничен в возможности расположения фотоаппарата и построении кадра, поэтому вероятность получения качественных снимков существенно снижается.
Второй путь, а именно покупка штатива, требует некоторых денежных затрат, которые, впрочем, с лихвой окупятся качественными и красивыми снимками. Конечно носить с собой штатив не всегда удобно, но в некоторых случаях, например при съемке салютов, это единственный способ получить красивые фотографии. Кроме того штатив позволяет сначала скомпоновать кадр, а затем сделать несколько снимков и при необходимости поменять настройки, при этом сам кадр не меняется т.к. фотоаппарат неподвижен. Еще одним достоинством съемки со штатива является возможность несколько уменьшить диафрагму. Для большинства объективов максимальная резкость достигается при значении диафрагмы на 3-4 ступени выше наименьшего значения, конечно при этом растет выдержка, но при съемке со штатива это несущественно.
Какую чувствительность использовать при съемке ночью? Если снимать в jpg, то максимальную, при которой не слишком виден цифровой шум. Если же использовать Raw, то чем ниже установлена чувствительность, тем больше можно увеличить при обработке экспозицию без появления шума. В любом случае при наличии штатива длина выдержки играет не очень существенную роль и значение ISO может быть сравнительно небольшим, что отразиться на качестве снимка в положительную сторону.
Одной из главных проблем при ночной съемке является эффект «шевеленки», ведь на больших выдержках малейшее движение может сделать снимок нерезким. Даже штатив не всегда спасает от движения камеры при нажатии на кнопку спуска. Чтобы избежать этого следует использовать функцию автоспуска, когда камера срабатывает не сразу, а через непродолжительное время после нажатия на кнопку. Тут следует отметить, что чем больше фокусное расстояние, тем сильнее отражается на снимке движение камеры, поэтому при съемке в ветреную погоду желательно не использовать длинный фокус, а по возможности подойти ближе к объекту съемки.
Два слова о вспышке. Дальность импульса составляет всего несколько метров, поэтому стоит ее отключить. При съемке зданий, эффект будет минимальным, либо вспышка вообще испортит снимок пересветив передний план.
Ночью при большом количестве источников света автофокус может не всегда сработать правильно. При съемке города это не составляет больших проблем, достаточно переключится в ручной режим и сфокусировать объектив на бесконечность. В большинстве случаев здания находятся достаточно далеко и получатся резко.
Помимо чисто технических составляющих удачного ночного снимка важно правильно выбрать время для съемки. Глубокой ночью небо выглядит абсолютно черным, это по своему красиво, но намного интереснее получаются снимки сразу после заката. В это время небо имеет красивый оттенок от розового до синего, еще отчетливо видны облака и на этом фоне здания получаются намного красивее. Промежуток закатных сумерек может быть совсем небольшим, особенно зимой, поэтому желательно заранее приехать на место, чтобы было время распаковать и настроить фотоаппарат и штатив.
Кроме неба стоит обратить внимание на детали переднего плана. Рядом с фотоаппаратом не должно быть источников яркого света, которые могут испортить фотографию. А, например, силуэты ветвей деревьев наоборот могут добавить красоты снимку.
Artem says:
Июл 25, 2009
Занимательная статья, изучил до корки, пожалуй нужно будет воспользоваться Вашими советами по съемке, а то фотоаппарат лежит без дела долго.
xela says:
Июл 26, 2009
Тема мне интересна и будет развиваться, заглядывай! :)
камчатский says:
Мар 19, 2010
После прочтения статьи — захотелось попробовать сделать ночные фотографии. :) Убедили меня, пойду сегодня прицениваться к штативам. Но, видимо, как всегда, не всё так просто в ночной съемке, как кажется на первый взгляд.
xela says:
Мар 19, 2010
Пусть непросто, главное интересно. Про салюты еще почитайте, тоже занятно.
pavel says:
Май 15, 2011
а что значит сфокусировать объектив на бесконечность?и как это?
xela says:
Май 15, 2011
найдите объект, который расположен далеко от вас, метрах в 50-100, сфокусируйтесь на нем, потом просто переключите объектив в режим ручного фокуса.
Engely says:
Июн 17, 2011
очень полезные советы)
спасибо большое,фотографии получились просто отменныЕ!!)
AHTOH says:
Июл 15, 2011
занятно.интересно.и про фейерверки тоже.уже задумался о штативе. :)
lektor says:
Авг 24, 2011
Не могли бы Вы рассказать о технике съемки со вспышкой в помещении и на улице в условиях слабого освещения, какой режим использовать и какие варианты настроек с рук и со штатива. Заранее благодарю.
xela says:
Авг 24, 2011
Это большая отдельная тема, была такая задумка, но нужен материал для иллюстраций. Рабочих фотографий с разными настройками в одинаковых условиях, сами понимаете, нет, а специально снимать — проблема с помещением. Не стану обещать, но думаю осенью что-то подобное постараюсь сделать.
lektor says:
Авг 24, 2011
Буду с нетерпением ждать
Илья says:
Сен 26, 2011
«Какую чувствительность использовать при съемке ночью? Если снимать в jpg, то максимальную, при которой не слишком виден цифровой шум.»
Может минимальную?
xela says:
Сен 27, 2011
Нет, все-таки максимальную, чтобы уменьшить выдержку, мало ли что может произойти за 3-4 секунды, а так есть фора. :)
Георгий says:
Окт 5, 2011
Александр, прежде всего хочу сказать спасибо за Ваш сайт. Отличный, познавательный сайт, особенно для начинающих, таких как я. После прочтения статьи попробовал ночную съемку. У меня фотоаппарат Nikon D3100 Kit 18-55mm VR DX. Делал снимки при разных фокусных расстояниях 18 — 55мм и диафрагме 8. Получилось. Только когда смотришь на компьютере снимок в уменьшенном размере — все хорошо, увеличиваешь до истинного размера — другая картина. Ощущение недостаточной глубины резкости. Хотя f8.0/18мм — это больше чем 3-4 ступени от наименьшего значения диафрагмы. Почему? Могу я Вам прислать несколько фото для Вашего комментария?
xela says:
Окт 5, 2011
да, конечно, присылайте.
Николай says:
Май 30, 2012
Здравствуйте! А можно комментарии или пояснения почему так получилось сюда выложить, или на почту прислать… Или рекомендации, какими настройками лучше пользоваться. А то тоже интересно.
xela says:
Июн 9, 2012
Присылайте на почту.
Fai says:
Окт 8, 2011
Большое спасибо за статью (и за остальные статьи, и вообще за замечательный сайт, крайне полезный начинающим вроде меня). Мечтаю сфотографировать ночную метель.
джабраил says:
Дек 4, 2011
спасибо!
Екатерина says:
Дек 9, 2011
СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА СТАТЬЮ….ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!!!!И ПОЛЕЗНО))))БУДУ ПРОБОВАТЬ НОЧНУЮ СЪЕМКУ))))А ТО НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЛОСЬ…..У МЕНЯ 1100D…
Юра says:
Май 31, 2012
Присоединяюсь ко всем, спасибо за сайт и за хорошие советы……..
Ночная съемка очень интересная штука ))))) выходим изредка с другом побаловаться……правда у него Олимпус зеркалка, а у меня Кенон иксус 100 =) (но эт пока что)…..хотя и на это маленькое чудо фотки получаются просто заглядение….но хочется большего….не хватает на мыльнице ручных настроек мне…. =)
я вообще чего хотел спросить, уже спрашивал за фотик и объектив, а вот щас вопрос именно про ночную съемку со штатива…..вопрос может конечно показаться немного глупым, ну а что поделать, я пока полный чайник в этом деле. Если брать не сильно дорогой штатив, для фоток пока что только ночью….где-то слышал, что лучше брать потяжелее, так как во время фотографирования (а точнее в момент щелчка) это маленькое колебания фотика может немного помешать…..правда ли это ????
ну и на всякий случай: собираюсь брать Canon EOS 550D 18-135 IS, что из моего желания по фотику можете посоветовать по-поводу штатива….ну к примеру хотя бы фирму…. )))
спасибо большое!!!
xela says:
Июн 10, 2012
Лучше конечно тяжелее, но таскать неудобно, поэтому решается с помощью крючка для подвеса чего-нибудь тяжелого, а в целом все штативы среднего размера (не путать с алюминиевыми простенькими видеоштативами) нормально ведут себя с относительно небольшими камерами и объективами. Я использую Slik, из того же ценового диапазона неплохие Benro.
Alikus says:
Июн 13, 2012
Доброго времени суток.
Александр, прочёл статью о ночной съемке, очень познавательно. Да вообще почти весь Ваш сайт перечитал)))
Вопрос следущего характера: при ночной съемки бленда мешать не будет? Стоит её снимать, или это не обязательно?
С Уважением.
xela says:
Июн 18, 2012
Бленда будет помогать отсеивая ненужную боковую засветку.
Jama says:
Окт 10, 2012
Здравствуйте, а у меня вопрос вот в чем, можно ли при ночной съемки использовать какой-нибудь фильтр, для улучшения снимка? если да то какой? при съемки города…
xela says:
Окт 10, 2012
Ну например лучевой (звездный или кросс, разные названия одного и того же), он дает вокруг точечных источников света красивые лучи в разные стороны.
Jama says:
Окт 13, 2012
спасибо большое))
wolf says:
Окт 24, 2012
Лучи можно получить с закрытой диафрагмой (20-27), правда страдает глубина резкости
xela says:
Окт 27, 2012
На таких диафрагмах уже и сама резкость страдает, да и выдержки гигантские с шумом даже на невысоких исо.
Виктор says:
Май 22, 2013
Добрый день Xelaю Подскажите пожалуйста какой штатив выбрать для фотоаппарата. Съемки планируются на природе в вечернее время
xela says:
Май 23, 2013
Ну ведь даже статья есть по штативам :) .
Анна says:
Июн 3, 2013
Что такое фокус на бесконечность? :scratch:
xela says:
Июн 3, 2013
Посмотрите на объективе на шкалу расстояний, там есть значок бесконечности :)
Иринка says:
Фев 19, 2014
Александр, здравствуйте! Где-то я пропустила статью про съемку с проводкой, подскажите, есть ли такая?
xela says:
Фев 19, 2014
Где-то упоминал, но отдельной статьи нет.
Алексей says:
Апр 12, 2015
Здравствуйте. Нет ли у Вас статьи по фотографии звездного неба(или астрофотографии и глубокого космоса)? Если нет, то могли бы дать совет(светосила, выдержка, ISO, использование фильтров или их отсутствие).
xela says:
Апр 13, 2015
Астрофотографией не увлекаюсь, но кое-что читал :) . Первый шаг — определиться с оптикой, вам нужен объектив с максимальным светопропусканием (не путать со светосилой). Затем фокусное, чем оно больше, тем короче будет выдержка для съемки статичных звезд (не треков). По настройкам, исо в минимум, диафрагма значения не имеет, т.к. вы снимаете в бесконечность, но лучше использовать не максимальное значение, выдержка соответственно с необходимой экспозиции от нескольких секунд, до десятков минут в случае с треками. Стоит помнить, что при работе фотоаппарат нагревается, что не очень хорошо для матрицы, поэтому не стоит снимать в жару на длинных выдержках без перерывов. Ну и штатив естественно с поднятым зеркалом и закрытым видоискателем.
Алексей says:
Апр 14, 2015
Спасибо. А если я хочу захватить какой-нибудь пейзаж на полкадра? Ведь должны быть другие настройки.
xela says:
Апр 14, 2015
В смысле? Не понял вопроса.
Алексей says:
Апр 15, 2015
Если я хочу сфотографировать звездное небо на фоне пейзажа(леса, дома и т. п.), то ведь настройки будут другие, чем просто одно небо. По большей части я понимаю, что методом подбора соотношений параметров можно выйти на нужные настройки. Но прежде чем пытаться, хочется мнение специалиста узнать.
xela says:
Апр 15, 2015
Вам никто не скажет конкретных настроек. Это зависит от фазы луны, прозрачности воздуха, облачности, фонового освещения, отражающей способности предметов вокруг. Все это вносит коррективы до нескольких ступеней. Посудите сами, снежный пейзаж и полная луна и камни в безлунную ночь.
Алексей says:
Апр 15, 2015
Согласен, и понимаю это. Просто, как и в другом любом деле, нужен опыт и хорошая теоретическая база)