Я думаю, многие читатели не раз замечали, что изображение на фотографии отличается от того, что мы видим своими глазами. Отчасти это связано с особенностями передачи перспективы при разном фокусном расстоянии. Об этом подробнее можно почитать в статье про выбор объектива. Помимо этого, на изображении могут появляться дефекты в виде цветовых ореолов на контрастных участках, затемнения кадра по краям и изменения геометрии объектов. Эти недостатки можно смело отнести к оптическим искажениям объективов, вот о них и поговорим в сегодняшней статье.
Дисторсия
Дисторсия — это геометрическое искажение прямых линий, когда они выглядят искривленными. Не стоит путать дисторсию и искажение перспективы, в последнем случае прямые параллельные линии становятся сходящимися, но не искривляются. Существует два типа дисторсии по виду воздействия на картинку: подушкообразная — когда линии вогнутые и бочкообразная — когда они выпуклые.
Конечно на практике изображение редко принимает такие уродливые формы, как на схеме. Более реальным примером эффекта может служить фотография в начале статьи с небольшой бочкообразной дисторсией.
В первую очередь дисторсия видна на зум-объективах, причем чем больше кратность зума, тем сильнее она заметна. Обычно в широкоугольном положении можно наблюдать «бочку», а в теле — «подушку». Между крайними положениями объектива недостатки оптики становятся не такими заметными. Кроме этого уровень искажений может изменятся и от дистанции до объекта, в некоторых случаях близкий объект может быть им подвержен, а отдаленный получится на фотографии нормально.
Хроматически аберрации
Второй вид оптических искажений, которые мы рассмотрим — это хроматические аберрации, довольно часто можно встретить сокращенное «ХА». Хроматические аберрации вызваны разложением белого света на цветовые составляющие, из-за чего объект на снимке имеет немного разные размеры в разных цветах и как следствие по его краю появляются цветные контуры. Часто невидимые в центре кадра, они становятся заметны у объектов расположенных ближе к краям изображения. ХА не зависят ни от значения фокусного расстояния, ни от диафрагмы, но чаще и сильнее проявляются опять же в зум-объективах. Это обусловлено необходимостью внесения в оптическую схему дополнительных элементов для устранения эффекта, что для объективов с переменным фокусным расстоянием заметно сложнее, чем для фиксов.
На снимке слева ХА особенно заметны на волосах (фиолетовый контур) и на решетке окон (бирюзовый).
Нельзя сказать, что хроматические аберрации сильно портят снимок, но на конрастных объектах, особенно в контровой подсветке они становятся весьма заметны и довольно сильно бросаются в глаза.
Виньетирование
Последний пункт — виньетирование, иными словами затемнение областей по краям кадра. Обычно его можно заметить на широкоугольных объективах при максимально открытой диафрагме. Этот эффект встречается довольно редко.
Не стоит путать виньетирование вызванное недостатками оптики и появившееся из-за дополнительных аксессуаров. На картинке выше края получились черными из-за нескольких достаточно толстых светофильтров накрученных на объектив. Аналогичный эффект может получится и при навинчивании длинной бленды.
Изначально все оптические искажения напрямую зависят от класса и типа оптики, которую вы используете. Дорогие серии объективов имеют сложные схемы расположения линз и множество дополнительных элементов, что сводит к минимуму подобные нежелательные эффекты. Более дешевые объективы, особенно зумы, вследствие упрощения конструкции, намного сильнее подвержены подобным проблемам.
Спешу разочаровать читателей, объективов полностью лишенных вышеперечисленных проблем просто нет. В той или иной степени даже дорогие модели оптики с постоянным фокусным расстоянием все равно искажают картинку, правда заметно это в основном по краям кадра. Хорошая новость в том, что в большинстве своем эти эффекты не очень сильно портят картинку и довольно легко могут быть устранены программно (об этом поговорим в следующей статье). Кроме этого на камерах с неполноформатной матрицей, а это все любительские зеркалки, края изображения в любом случае обрезаются и при использовании хорошей оптики видимые искажении минимальны.
Владимир Каверин says:
Фев 15, 2011
ХА, конечно, всегда неприятны, а дисторсия иногда добавляет художественного эффекта
xela says:
Фев 15, 2011
Не буду спорить, сейчас популярно на широкоугольники снимать людей, чтобы все было растянуто и прекорежено, но в целом это все-таки недостаток.
Владимир Каверин says:
Фев 15, 2011
Само собой, меру надо знать…
Некоторые и виньетирование добавляют в фотошопе (сам грешил), а некоторые терпеть его не могут…
xela says:
Фев 15, 2011
Виньетирование, это вообще эффект. Где-то читал, что раньше, т.к. оптика была не самая лучшая, его специально использовали для скрытия размытых краев. Оттуда и пошли овальные фотографии наших бабушек и дедушек :).
Владимир Каверин says:
Фев 15, 2011
=) Жестокая постобработка в пленочную эру, отрезать почти пол-фотографии)))
SwaEgo says:
Фев 15, 2011
Спасибо,просветил.Я хоть и не фотограф,но сам снимаю,да и с фото часто имею дело,и эти штуки под названием ХА постоянно почти.Ну а дисторсия…согласен с Вовкой:),она иногда придаёт некоторую «ценность» фотографии,в меру если.
Евгений Воробьев says:
Мар 1, 2011
Вот ХА больше всего достают, особенно когда в студии на белом фото фотографируешь. Хотя можно быстро и легко все убрать в фотошопе.
Иван says:
Мар 16, 2011
Хотелось бы узнать про съемку пейзажей. Техника для съемки, техника самой съемки, и параметры освещения. В походах часто надо снять с высоты от 500 до 3000м и все время получается какая то …
xela says:
Мар 17, 2011
Иван, как-то как получается? Съемка со штатива, диафрагма закрыта где-то до 8-11 в зависимости от объектива, исо по минимуму, УФ-фильтр и возможно поляризационный. А дальше уже все зависит от погоды.
Иван says:
Мар 18, 2011
Получается как то туманно и не четко, + шумы. Ну собственно фотали буз штатива, оптика там по моему вообще китовская, я честно говоря не помню. Фотоаппарат никон, какой то из тысячных. Он не мой поэтому как то не обратил внимание. да и давно это было. Спасибо за консультацию. обязательно воспользуюсь.
Еще вопрос по технике. Я собрался покупать себе фотоаппарат, фактически первая зеркалка, лично моя. По деньгам ориентируюсь на 30000, и хотелось бы канон. По сути там 3 мадели всего в эту цену, d500, d550 и новый скоро наверное выйдит 1100d. Я читал ваш обзор о этих моделях, но все же что бы вы посоветовали?
xela says:
Мар 21, 2011
В эти деньги еще и 600D скорее всего впишеться, когда цена немного спадет. На самом деле любой из них достойный, посмотрите, что вам удобнее в руке.
Иван says:
Мар 21, 2011
Спасибо большое за совет, обязательно подержу. И еще хотелось бы сказать, что отличные статьи и в целом сайт, очень много полезной информации, и изложено достаточно приемлимо даже для не профессионала!
xela says:
Мар 21, 2011
Спасибо. :) Заходите чаще!
Дмитрий says:
Апр 23, 2011
Статья хорошая,понятная,спасибо большое:)
У меня вот возник такой вопрос…сегодня ходил фотографировать панораму на набережную,погода хорошая,солнце и все такое:)в начале все отлично было,а потом вдруг появилось виньетирование,причем не такое жесткое,как на фото выше,а мягкое,пока не склеил фото вместе даже внимание на него не обратил.Подскажите,почему так странно получилось — сначало не было,а потом появилось?Виньетирование может еще от чего-то зависеть,от настроек,например?
Спасибо заранее:)
xela says:
Апр 24, 2011
Зависит от фокусного расстояния, от фильтров, скорее всего вы фокусное расстояние поменяли при съемке.
Мария says:
Мар 25, 2014
Добрый день! Ночами сижу в инете чтобы выбрать хороший объектив для своего простенького Никона. Продавался в комплекте с самым простеньким объективом 18-55, меня он уже не устраивает, за год использования я выросла в плане хороших снимков и хочется теперь достойный объектив. Снимаю в основном ребенка и себя, природу без людей реже. Посоветуйте пожалуйста хороший объектив за разумную цену. Рассматривала
Sigma AF 18-250mm f/3.5-6.3 DC OS HSM Nikon F
Sigma AF 18-200mm f/3.5-6.3 II DC OS HSM Nikon F
Nikon 55-300mm f/4.5-5.6G ED VR AF-S DX Zoom-Nikkor
Nikon 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S DX Nikkor (
xela says:
Мар 26, 2014
Ответил вам на форуме.
Irlandets (opiat) says:
Авг 21, 2016
Здравствуйте. Фотографирую чаще всего Матушку-Природу, а иногда приходится людей. Когда толпа в комнате, сидят на диване, то головы крайних искажены, яйцообразные:-(. Скажите, это не потому что я никудышний фотограф, а как раз свойство оптики? И с этим ничего нельзя поделать? Вы хвалите 18-135 IS STM. А по этому показателю (подушка-бочка) он относительно хорош? Если да, буду брать его к 70-ому или 80-ому, о которых спрашивал Вас в Вашей статье про 70-й. Спасибо:-).
xela says:
Авг 22, 2016
Примерно на 50-85мм фокусного расстояния, изображение будет без особенных искажений на любой оптике. Если вам в тесном помещении нужно уместить в кадр много людей, то вы скорее всего используете более широкоугольные положения объектива, т.е. менее 50мм, отсюда и вылезают искажения. Плюс к этому могут быть и искажения, которые дает сама оптика, т.е. где-то «подушка» будет сильнее, а где-то меньше.