Зеркальные камеры еще со времен пленочной фотографии были уделом профессионалов. Сейчас, в цифровую эпоху, многие считают, что именно покупка такой камеры позволит значительно улучшить их снимки. И тут возникает проблема, какую модель выбрать: недорогую любительскую или не жалеть денег и взять сразу профессиональную. Однако человеку не связанному с фотографией напрямую подчас бывает сложно понять, чем же на самом деле отличаются эти два класса камер и почему у них такая разная цена.
Прежде всего хочу сказать пару слов о самом разделении классов камер. Вполне понятно, что и профессиональный фотограф и любитель могу использовать любую камеру и достигать впечатляющих результатов. Дело тут именно в человеке, а техника вторична.
С другой стороны коммерческая фотографии, т.е. съемка за деньги, очень требовательная к качеству конечного снимка и самое главное к съемке момента. Иными словами, фотография в семейный альбом может получится с пятой попытки, после нескольких минут копания в настройках и расстановки персонажей, а например снимок со спортивного события либо есть, либо фотограф его упустил и второго шанса уже не будет. Отсюда и идут основные отличия профессиональной техники: более быстрая и точная автоматика, больше элементов управления и возможность использовать камеру в более суровых условиях.
Если сравнивать профессиональный фотоаппарат и камеру для любительской съемки, то первое, что бросается в глаза, это как раз размеры и все, что ими обусловлено. Действительно, при длительной съемке большой фотоаппарат удобнее, даже не смотря на вес. Более того, он удобен и при использовании крупных объективов. Как следствие размеров, на корпусе умещается больше органов управления, зачастую появляется второй слот под карту памяти, камера имеет более емкий аккумулятор и заметно лучше защищена от неблагоприятных погодных условий.
Однако все это нужно при «быстрой» съемке, когда события вокруг меняются молниеносно, а фотографу необходимо снимать много часов подряд и возможно при плохой погоде. Если же вы планируете щелкать на автомате и в лучшем случае пару десятков кадров в день, то подобный функционал просто не понадобится. Даже если каких-то настроек нет прямо под рукой, все можно найти в меню, пусть это займет какое-то время, но вам ведь не нужно бежать за невестой!
Многие скажут: размеры — это понятно, но внутри у профессиональной камеры лучше «начинка», поэтому она дает лучшее качество снимков, и будут неправы. Грубо говоря, процесс съемки можно разделить на два этапа: «подготовка» и непосредственно «получение изображения». На первом этапе камера наводится на резкость и оценивает экспозицию, на втором происходит попадание света на матрицу, обработка сигнала и запись снимка в память. Очевидно, что в начале задействованы системы фокусировки и экспозамера, а потом матрица и система обработки сигнала с нее. Давайте поговорим о них подробнее.
Чтобы получить резкую фотографию, нужна точная фокусировка, ее датчики вы видите в виде прямоугольников в видоискателе. Причем здесь роль играет не столько количество точек фокусировки, сколько их тип. Если в двух словах, то крестовые датчики всегда лучше, чем обычные линейные. На мой взгляд, необходимым минимумом является 9 крестовых точек фокусировки.
Стоит отметить, что обычно более продвинутые системы фокусировки появляются именно в профессиональных моделях и затем постепенно спускаются вниз по линейке. Действительно, еще несколько лет назад любительские камеры имели довольно примитивный автофокус, что приводило к большому количеству нерезких фотографий, особенно со светосильной оптикой. Сейчас же только модели начального сегмента отстают по этому параметру.
Второй системой, участвующей в подготовке снимка, является экспозамер. Тут все не так однозначно. Для профессионалов экспозамер — это скорее справочная информация и значения, которые выдала камера, часто изменяются с помощью экспокоррекции. Поэтому важно знать более точные параметры выдержки-диафрагмы в локальной области, чтобы затем настроить камеру в соответствии с замыслом.
Для любителя ситуация иная, зачастую важно получить максимально ровный и правильно проэкспонированный снимок. Таким образом нужно учитывать более широкую область, а не отдавать предпочтение локальному участку. Это приводит к тому, что любитель просто отдает всю работу по определению экспозиции автоматике и широкие возможности по тонкой возможности не востребованы.
Следующий этап — получение и обработка снимка. Может быть тут кроется какая-то технология, которая отличает профессиональный фотоаппарат от любительского? Опять нет. Зачастую и матрица и процессор в разных камерах одинаковые. Могут быть некоторые вариации обработки, возможны улучшения в новых версиях, но кардинальных различий нет. А иногда бывает и так, что в более низких по иерархии камерах стоят более новые матрицы и качество картинки с них, например в сумерках, даже выше.
Как видите, разница между профессиональной и любительской техникой не так и велика. К слову, фотография выше сделана на уже далеко не новый Canon 40D, который по начинке уступает почти всем современным фотоаппаратам. Поэтому можно сказать, что покупая любую зеркальную камеру, может быть кроме моделей самого начального уровня, вы получаете полноценный инструмент для качественных снимков. Разница состоит в первую очередь в эргономике, т.е. более развитых возможностях управления у старших моделей, которые не сказываются непосредственно на качестве картинки, а влияют в первую очередь на быстроту съемки и помогают «поймать момент».
Если дать профессиональную камеру любителю, то он просто не будет полностью использовать ее возможности и наоборот, любительская камера в руках профессионала вряд ли ограничит его творческий потенциал, она будет лишь менее удобной в работе. Поэтому при выборе камеры, ориентируйтесь на то, как вы будете ее использовать. Любительский фотоаппарат — это прекрасный инструмент на каждый день с широкими возможностями, но для профессиональной съемки нужно немного больше.
yunkers says:
Май 21, 2015
Здравствуйте Xela. К слову о «…события либо есть, либо фотограф его упустил и второго шанса уже не будет.» — может я не в той ветке спрашиваю (у вас на сайте впервые) — хочу фотографировать семью и зачастую бывают ТАКИЕ моменты что «арендным 600-ым» не угнаться да и после 10 лет «пленки» и столько же перерыва, хочется все-таки шустрого полного кадра — люблю так сказать самому все подгонять.
PS. и линзы 85mm 1.8 USM + 24-105L (проф съемку не планирую)
xela says:
Май 22, 2015
Так в чем ваш вопрос или это просто комментарий к статье?
Анатолий says:
Май 24, 2015
Xela доброго времени суток! Стали редко писать, очень не хватает Ваших статей, пишите пожалуйста почаще!
xela says:
Май 25, 2015
Постараюсь :) . Для начала нужно решить некоторые технические вопросы с сайтом. Кстати, напишите, о чем вам было бы интересно почитать :) .
Дмитрий says:
Июн 9, 2015
Добрый день, хотелось получить более-менее профессиональное мнение по поводу выбора тушки: 70D и 650D. Разница в цене значительная (почти в 2 раза), а реально лучших характеристик я не увидел. Может кто-нибудь более доступно объяснить, в чем «фишка» 70D?
xela says:
Июн 10, 2015
Новая матрица с более широким динамическим диапазоном, новый процессор, как следствие более высокие рабочие исо и скорострельность; абсолютно новая технология автофокуса на матрице, плюс 19 крестовых точек; лучшая эргономика, особенно при оперативной съемке, когда нужно иметь быстрый доступ к необходимым настройкам; всякие мелочи, которые нужны при профессиональной съемке, типа более короткой выдержки синхронизации, более яркого и крупного видоискателя с призмой; не забываем про wi-fi, для многих оперативная отправка фотографий и дистанционное управление камерой важны.
На мой взгляд в 650D есть все необходимое для получения хороших снимков, а 70D делает съемку более простой и оперативной и позволяет уменьшить количество испорченных камерой снимков в условиях, когда фотограф не смог помочь автоматике.
Cheshir says:
Июн 30, 2015
Спасибо за увлекательный и ёмкий рассказа! :)
Андрей Сеймчан! says:
Окт 18, 2015
Здравствуйте Хела!Расскажите почему на вашем сайте нет статей,обзоров о беззеркалках?Хотелось бы побольше узнать о не давнем анонсе Сони а7r mark2,помоему прямой конкурен Кэнон 5dsr.
xela says:
Окт 19, 2015
C зеркальными камерами я сталкиваюсь каждый день в той или иной мере, а беззеркалки держал в руках пару раз и все. Поэтому мне сложно говорить о том, что я не знаю. Хотя интерес к ним очень даже есть, особенно с выходом последних моделей.
Алексей says:
Ноя 17, 2015
Пробег у проф камер выше, так, что и покупка их выходит выгодней, экономичней прежде всего для профессионала, то есть тех кто зарабатывает деньги фотографией.
Юрий says:
Май 1, 2016
Спасибо за статьи.
Александр says:
Май 26, 2016
Добрый день!
Очень интересная у Вас страница и много полезной информации!!!
Огромное спасибо!
Поясните пожалуйста:
С фотоаппаратом вроде определился это Canon EOS 70D (возможно предложите лучшей вариант)
Вопрос по объективам, читал Ваши статьи и скорее всего останавлюсь на универсальном на первое время Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM (хотелось бы Ваше мнение)
Покупаю фотоаппарат для семьи, поездок в отпуск, спорт (горные лыжи, вейкборд), съемка детишек и т.д.
xela says:
Май 28, 2016
В качестве первого и универсального — это очень хороший объектив, который позволяет попробовать практически все и выбрать при необходимости дополнительные линзы для каких-то специфических задач.
Александр says:
Май 26, 2016
Еще вопрос вдогонку:
Что значит срок службы фотоаппарата (пример: 10 лет) после этого срока фотографии будут хуже, т.к. матрица испортилась….???
И еще вопросик: есть разница в цене между разными интернет магазинами, с чем можно столкнуться при выборе магазина по низкой цене? и на что обращать внимание при покупке? как проверить и обезопасить себя от выброшенных денег?
xela says:
Май 28, 2016
Срок службы — это время использования техники, на которое рассчитывает производитель, т.е. через 10 лет после снятия с производства модели, вам уже не гарантируется наличие деталей для ремонта и т.п.
Интернет-магазины — отдельная тема (кстати есть на сайте, как и проверка при покупке), если цена сильно ниже, чем везде, то как минимум можно попасть на гарантию, а как максимум купить использованную технику или технику из ремонта.
Александр says:
Май 28, 2016
Спасибо за ответы и советы.
А как проверить или распознать новый или б/у, или из ремонта фотоаппарат?
Еще вопрос.
Отличие РОСТЕСТ и ЕВРОТЕСТ, как я понимаю только в гарантии?
Надо ли гнаться на РОСТЕСТом?
xela says:
Май 30, 2016
Смотрите внимательно на крепления и шляпки винтов, там не должно быть следов использования, аналогично пыль в щелях, где экранчики и наклейки противоскользящие.
Да, гарантия, просто решите для себя, нужна ли она вам.
Александр says:
Май 30, 2016
Да, спасибо, нашел Вашу статью, прочитал, все понятно.
Еще раз спасибо за очень грамотные советы, которые понятны и специалистам и просто новичкам!
Владимир says:
Ноя 16, 2016
Снимаю на Canon 5D — доволен)