Многие фотографы, которые используют зеркальные камеры, видят конечной точкой эволюции своей техники фотоаппарат с размером кадра 35мм (полный кадр) и набор оптики под него. Если раньше подобные варианты были уделом профессионалов, то сейчас, даже с поправкой на кризис, они стали более доступными и для рядовых пользователей. Этому способствует и выпуск «непрофессиональных» моделей типа Canon 6D или Nikon D750 с полнокадровой матрицей, но несколько урезанными функциями.
Однако первый шаг в «зеркальную» фотографию все-таки чаще всего делают с покупкой камеры формата APS-C (кроп) и зачастую в наборе с объективом. Такой вариант считается промежуточным и фотограф ждет возможности обновить технику, попутно покупая оптику, которая потом перейдет на полный кадр.
На мой взгляд такой подход в корне неверен. Причем тут есть два аспекта, которые стоит пересмотреть: полный кадр 35мм, как конечная цель и покупка под будущую камеру объективов, как некое движение к этой цели.
Полный кадр
Я не хочу сказать, что полный кадр — это плохо и к нему не стоит стремиться. Действительно матрица большего размера, при прочих равных даст лучший результат, как минимум в том, что касается шумов при недостаточном освещении. С другой стороны с современными камерами формата APS-C (кроп), при неспешной домашней съемке, вы вряд ли заметите ощутимую разницу. При этом вы как минимум заплатите большую сумму денег за функции, которые возможно и не нужны и получите камеру и оптику заметно большего размера и веса, что для повседневного использования далеко не всегда будет плюсом.
Хочу подчеркнуть еще раз, что я ни в коем случае не отговариваю от покупки фотоаппарата с полнокадровой матрицей, особенно если вы знаете для чего он вам нужен. Просто следует понимать, что 35мм — это всего лишь некий стандарт и он не превратит ваши снимки в шедевры, точно также как и кроп не сделает их хуже. Поэтому систему нужно оценивать исходя из ваших возможностей и требований, а не ориентируясь на расхожее мнение.
Путь к полному кадру
Еще одним заблуждением является то, что к полному кадру можно прийти. В какой-то момент фотограф принимает решение о переходе на 35мм, причем зачастую это решение держится в уме, уже при покупке первой камеры с кроп сенсором. Иными словами человек игнорирует объективы для этой системы и ориентируется на оптику, которую он в будущем перенесет на новую камеру другого формата. Причем покупка таких линз воспринимается как движение к цели и вместо того, чтобы купить хорошую и удобную модель, которая отвечает его нынешним запросам, человек покупает более дорогие объективы в надежде использовать их в будущем.
Из своего опыта хотел бы предостеречь от подобного «апгрейда». Переход на полный кадр не стоит рассматривать как некую эволюцию, это всего лишь один прыжок, который однако полностью меняет ваш набор оптики. Если не держать это в уме, то получится, что вы либо покупаете более дорогие объективы и ограничиваете свои возможности, а при смене камеры получаете желаемое; либо вы подбираете линзы под свои текущие требования, а при переходе на 35мм, они перестают соответствовать вашим потребностям.
Чтобы было понятнее, давайте рассмотрим такой пример: объектив на кроп Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM и его аналог на полный кадр Canon EF 24-70mm f/2.8L USM. Если вы возьмете 17-55, то с учетом кропа 1,6, получится 27-88мм, т.е. почти полный аналог второго объектива по фокусным. Если же сразу купить 24-70 и поставить его на кроп, то он превратится в 38-112мм, т.е. вы лишите себя более-менее широкого угла и в целом объектив даст более длиннофокусную картинку. Если же вас устроит то, как он ведет себя на кропе, то при переходе на полный кадр, ситуация повторится с точностью до наоборот: объектив из «длиннофокусного» на кропе вернется обратно в рамки «нормального».
Как же поступить?
Если вы видите некую конечную точку в технических характеристиках, то старайтесь сразу оказаться как можно ближе к ней. Такой подход избавит вас от повторных трат и разочарований в будущем. Если же бюджет вынуждает вас к компромиссу, ориентируйтесь на выбранную систему и текущие требования. Объективы с течением времени не так сильно теряют в цене и вы всегда сможете продать их вместе с камерой, а те кадры, которые будут упущены из-за несоответствия возможностей техники и вашего видения, будет невозможно сделать заново.
Не стоит собирать парк техники под будущую камеру, возможно к тому моменту, когда вы до нее дорастете, требования уже поменяются. Используйте максимально те возможности, которые дает имеющаяся техника, ведь фотоаппарат — это всего лишь инструмент.
Антон says:
Мар 28, 2015
Здравствуйте.На данный момент у меня в распоряжении имеется canon 650d +85f/1.8 USM.Занимаюсь исключит. портретной съемкой.Хочу начать зарабатывать на фото(свадьбы,корпоративы и т.д)Выжимаю из фотоап.+объектив+пост.обработка не плохие снимки,но хочется большего(детализация по всему кадру,более красивое боке и т.д).Что посоветуете взять?Какой объектив?(от 15-40.тысяч рублей.)Рассмотрю и стороннего производства.
xela says:
Мар 29, 2015
Не посоветую. Этот объектив один из лучших по рисунку. Если вас не устраивает его качество, то имеет смысл сделать юстировку. Если это не решит проблемы или вы уверены, что проблема не в этом, то стоит «поселиться» в прокате и попробовать разные варианты объективов, пока не подберете «свой».
p.s. Фикс, тем более такой длиннофокусный (плюс кроп), будет не лучшим вариантом для репортажной съемки. Просто к слову.
Сергей says:
Июн 23, 2015
Доброго времени суток, старые друзья!
После большого перерыва в общении? решил обратиться с просьбой посоветовать в выборе объектива для CANON 60D. Tamron AF 18-270mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD Canon EF-S или Sigma AF 18-250mm f/3.5-6.3 DC MACRO OS HSM Canon
xela says:
Июн 24, 2015
Из этих двух пробовал Тамрон, для такого универсального объектива, вполне приличное качество. На мой взгляд они все плюс-минус одинаковые и разница, даже по производителям, меньше, чем например у фиксов.
Сергей says:
Июн 24, 2015
Спасибо.
Сергей says:
Июн 24, 2015
Судя по отзывам, на просторах интернета надо брать Canon
xela says:
Июн 24, 2015
Я в принципе недолюбливаю такие суперзумы. На мой взгляд предельным на сегодня является 18-135 is stm, все остальное уже компромисс, причем в сторону универсальности в ущерб качеству.
Сергей says:
Июн 25, 2015
Такой Canon у меня есть, но приходится таскать и Sigma 70-300
xela says:
Июн 25, 2015
Нет в мире совершенства :)