Иногда при обработке фотографии может возникнуть задача увеличения резкости изображения. В статье о повышении резкости я писал о том, как это можно сделать быстро. В этой статье мы разберем, как добиться повышения резкости фотографии наиболее гибко. Для этого мы рассмотрим фильтр «Unsharp Mask» или «Нерезкая маска» из группы «Sharpen» («Резкость«) программы Фотошоп. Название «нерезкая маска» выглядит странным для фильтра, который как раз повышает резкость. На самом деле все объясняется достаточно просто — этот термин ведет свою историю с эффекта, который применяли для увеличения четкости еще в пленочной фотографии. Он основан на создании немного размытой позитивной копии негатива фотографии, которая при наложении на сам негатив при печати позволяла улучшить резкость.
Сразу хочу отметить важный момент — применение нерезкой маски не делает изображение четче, оно лишь усиливает контраст участков, где есть резкое изменение цвета. Визуально изображение кажется более резким, но на самом деле детали, которые были потеряны, не восстанавливаются. Поэтому применение этого фильтра безусловно способно сделать фотографии более привлекательными, но лишь до определенного уровня. А вот исправить ошибки фокусировки, при которых потеряны существенные детали, этой методике не под силу.
Переходим от теории к практике. В качестве примера возьмем фотографию сделанную на Московском Автосалоне 2008.
Фотография получилась, на мой взгляд, слишком мягкой. От такого количества яркого искусственного света ждешь резких бликов на металле и более контрастных переходов. Как раз то, что надо для применения нечеткого маскирования.
Как обычно создадим новый слой (про то, как это сделать написано в моей статье о слоях в Фотошопе) и применим к нему «Unsharp Mask» или «Нерезкая маска«, для этого открываем меню «Filter» («Фильтр«) и выбираем его из группы «Sharpen» («Резкость«).
Появляется новое окно с настройками нашего фильтра. Разберемся с каждым ползунком в отдельности.
«Amount» («Сила эффекта«) — отвечает за степень усиления четкости, при повышении значения, повышается резкость. По сути amount определяет усиление контрастасоседних участков изображения, находящиеся на границах контура. Значение 100 процентов означает, что разница в тоне на границе светлого и тёмного участка усилится в два раза. Увеличение значения параметра делает переходы отчетливее, но, если перейти некий рубеж, контрастность возрастет слишком сильно. Это будет заметно в виде появления «зерен» и пропадания деталей на однотонных участках.
К частям фотографии был применен фильтр «Unsharp Mask» с разными настройками параметра «Amount«, остальные настройки идентичны. На полноразмерном изображении видно, что уже при значении 100% начинают появляться признаки перешарпа, а при значении 200% появляется шум и общая резкость падает.
Следующая настройка фильтра — «Radius» («Радиус«) — определяет ширину зоны действия фильтра. Если взят маленький радиус, то будет увеличиваться резкость узкой полоски вдоль границы цветового перехода, при этом подчеркиваются мелкие детали изображения. При увеличении значения, ширина полоски увеличивается, и если слишком сильно его поднять, это может привести к потере деталей.
Как и в верхнем примере к разным частям применен фильтр с разными параметрами «Radius«. При значении 7 уже заметно сглаживание переходов, а при 15 машина теряет острые грани и выглядит пластмассовой.
«Threshold» («Порог«) — третья и последняя настройка фильтра, которая используется при определении насколько различаются соседние тона, и, если различие меньше указанного значения, они не обрабатываются. «Порог» нужен для того, чтобы фильтр не обрабатывал области с малым контрастом. Например если у картинки присутствует «цифровой шум», то применение фильтра его усилит, но при правильной настройке «Threshold» этого можно избежать.
И вновь пример. При значении «Threshold» 0 вся картинка подверглась воздействию фильтра и эта область самая резкая, при 20, работа фильтра уже менее заметна, а на 40 отличий от начального состояния практически нет.
Какую же комбинацию параметров выбрать в нашем случае? Картинка не очень большая, поэтому я выбрал следующие значения 121-0,7-0. После применения фильтра появился нежелательный эффект — вся картинка стала резче, поэтому я размыл задний план, применяя методику, описанную в статье о размытие фона.
На мой взгляд фотография стала более объемной и живой, но добиться этого помогла комбинация приемов по усилению резкости и последующему размытию фона.
Фильтр «Unsharp Mask» («Нерезкая маска«) позволяет увеличивать резкость фотографии, что положительно сказывается на их восприятии. Эффект нерезкого маскирования может быть полезен при подготовке изображения к печати или при обработке после уменьшения, когда становится заметна некоторая потеря четкости. При этом стоит помнить, что неверная комбинация параметров может привести к исчезновению деталей, особенно в ярких и темных областях снимка, усилению цифрового шума, и общей неестественности фотографии.
Более подробно про подбор параметров я расскажу в следующей статье. Если кратко, то для печати, особенно с уменьшением, нужно несколько «перешарпить» фотографию т.к. растрирование уменьшает резкость, а в случае подготовки фотографии для «монитора» нужно следить за возможной потерей деталей и по возможности не допускать ее при использовании эффекта.
Ссылки по теме:
Нерезкое маскирование в википедии.
Альберт says:
Сен 14, 2011
В меню «резкость» отсутствует фильтр Unsharp mask — что делать ?..
xela says:
Сен 15, 2011
Искать его, где-то он должен быть, т.к. стандартный.
Альерт says:
Сен 16, 2011
Веьс Фильтр облазил — «маски нерезкости» нету…
xela says:
Сен 16, 2011
А какие у вас пункты есть?
Мария says:
Май 17, 2012
этот фильтр называется контурная резкость
Nikita says:
Окт 2, 2011
А если предварительно перевести изображение в LAB и сделать unsharpeng mask по каналу L то эффект получится гораздо интереснее, естественно не забываем про копию слоя=) и дальнейшие прозрачность\Маски .etc
еще резкость можно добавлять не только Unsharp Mask но и использовать hight pass и стиль смешивания vivid light или overlay
xela says:
Окт 3, 2011
Способов много, сам сейчас в основном хайпасом пользуюсь, все руки не доходят описать процесс :)
Гость says:
Фев 17, 2015
Спасибо за информацию по назначению разных опций фильтра. Но хотел бы упомянуть о существенных недостатках этой статьи с моей точки зрения.
Исходное изображение и обработанное должны отличаться только примененным фильтром, на деле же есть и другие отличия, из-за которых суть работы фильтра понять сложнее:
1) Исходное изображение и изображения с фильтром разного размера
2) Фильтр с разными значениями параметра применен к разным частям изображения
3) Картинки сохранены в формате JPG, который в общем случае вносит искажение в сохраняемую картинку. Лучше было бы сохранить в PNG или другой формат без потери качества
xela says:
Фев 18, 2015
Спасибо за развернутые рекомендации. Мне показалось логичным оформить статью так, как она опубликована. Возможно в будущих записях я что-то переделаю.