В нашей стране как-то не принято читать инструкции, хотя иногда это весьма полезное времяпрепровождение. Так же происходит и с фотоаппаратами. Техника эта весьма непростая, но даже тут руководство пользователя зачастую пылиться на полке. Поэтому я хочу рассказать про творческие режимы съемки, а именно режим приоритета выдержки (Tv) и приоритета диафрагмы (Av). Если в двух словах, то именно эти настройки по сути позволяют красиво размыть задний фон или получить четкую картинку при динамичном сюжете и не слишком хорошем освещении. В большинстве случаев достаточно использовать только эти два творческих режима, причем чаще востребован приоритет диафрагмы, для получения действительно желаемого результата, а не автоматического, который складывается в «мозгах» камеры.
Если вы не совсем понимаете понятия выдержка-диафрагма и т.д., то рекомендую перед чтением этой статьи прочитать статью «Три слова или основы цифровой фотографии«.
Давайте начнем с приоритета диафрагмы (Av для камер Canon). Настройки, устанавливаются на колесике выбора режима съемки. В этом режиме вы выбираете значение диафрагмы, а камера автоматически подбирает выдержку. Таким образом можно контролировать глубину резкости кадра. Более закрытая диафрагма — это большая глубина резкости и большее значение F (на картинке экран Canon 60D, диафрагма 5.6), и наоборот меньшее значение — более открытая диафрагма и более размытый задний фон. Более подробно можно почитать об этом в статье про глубину резкости. Скажу лишь, что съемка с приоритетом диафрагмы подходит для любых сюжетов, и практически немыслима без него портретная и макро фотография.
Переходим к приоритету выдержки (Tv для камер Canon). Как и в предыдущем варианте настроек, тут мы можем выбрать один параметр из экспопары — выдержку, а диафрагму камера подберет сама. Такой режим съемки нужен существенно реже, но иногда просто незаменим. Во-первых это съемка динамичных событий, когда нужно остановить или наоборот передать движение в статичном кадре, например спортивные состязания, танцы, движущаяся воду. Во-вторых приоритет выдержки помогает когда мы хотим «обмануть» камеру и сделать выдержку дольше, например при съемке салютов. В этом режиме можно использовать интересные техники съемки: «световую кисть», съемку с проводкой, съемку с зумированием.
Если с диафрагмой все более-менее понятно, то с выдержкой возникает вопрос — какое значение устанавливать? Согласно эмпирическому правилу, чтобы получить четкую картинку нужно установить выдержку равную единице деленной на значение фокусного расстояния. Например, для объектива выставленного на фокусное расстояние 105мм, выдержка должна быть 1/100 или меньше. Соответственно при такой или меньшей выдержке движение замрет, если же по задумке снимок должен получится размытым, нужно это значение увеличить.
Хочу сказать, что в задачи этой статьи не входит описание конкретных приемов съемки. Я хотел рассказать, что возможности фотоаппарата не ограничивается автоматическим режимом или сюжетными программами. Куда более интересных результатов можно добится использую творческие режимы.
Eugenia says:
Апр 13, 2011
режим приоритета выдержки (Av) и приоритета диафрагмы (Tv)
поправьте, правильно наоборот :)
xela says:
Апр 15, 2011
да, точно, исправил. Вот интересно, ведь два месяца статья висела, неужели никто не заметил :)?
Cheshir says:
Июн 1, 2011
Спасибо, Александр. Содержательно.
AHTOH says:
Июл 15, 2011
может пригодится для владельцев Никонов:режим с приоритетом выдержки-S;режим с приоритетом диафрагмы-A.
КЭС says:
Июл 19, 2011
спасибо большое за полезные статьи, за эту — в особенности. инструкцию я читаю, но, честно говоря, очень медленно это дело двигается, а после Вашей статьи обратила внимание на главу про творческие режимы (она далеко не первая в инструкции) — и сразу много полезного нашла в ней.
нужно сказать, что в основном с Вашей помощью выбрала фотоаппарат (вчера приобретенный ^^ ), за что очень благодарна
alt says:
Авг 11, 2011
Александр, осваивю азы фотографии, помогите пожл с одним вопросом. Вернее, с 3-мя. МОжет дадите ссылку на источник. Литаретуру я читаю, он наверняка где-то рассмотрен, но я пока не дошел.
1. Есть ли где-то аккумулированная информация о
— величине диафрагмы и соответствующей глубине фокуса
— скорости движения объекта и максимальной допустимой выдержки для съемки а) с рук б) со штатива.
— как вариант предыдущй пунтк можно не в скоростях а как-то в сюжетах или жанрах
2. Так же вопрос был: эмпиричесекое правило, гласящее что для четкого снимка выдержка должна быть максимум 1/ фокусное расстояние:
— работает и для съемки с рук
— учитвается ли при этом кроп.фактор?
3. у меня возникаю непонятные ситуации. 2 снимка
1. динамичный сюжет. плывущий по реке рафт, снимаю в TV диафрагма 5,66., выдержка 1/395. фокус по командиру (центр лодки). фокусное расстояние — 135. В результате четкий снимок, все в фокусе от носа лодки и до командира блльше метра
2. групповой портрет, 2 человека на переднем плане, 3-й сразу за спинами. снимаю в АV диафрагма 5,66., выдержка 1/256. фокус по первым лицам. фокусное расстояние — 38. В результате резкость на человеке в заднем ряду существенно ниже, фотография не удалась.
В чем может быть причина результата №2? я полагал что если при Д 5,66 глубина фокуса ну вероятно больше метра, человек за спинами должен быть в фокусе, раз в фокусе 1й ряд?
xela says:
Авг 17, 2011
Прошу прощения за долгий ответ, пропустил комментарий в потоке.
1. Глубина резкости зависит не только от значения диафрагмы. Это еще и фокусное и дистанция фокусировки. Приблизительно — чем дальше объект на котором вы фокусируетесь, тем больше глубина резкости, чем больше при этом фокусное, тем меньше глубина резкости. Вы можете просто поискать калькулятор ГРИП и посмотреть нужные вам значения.
1.1 Опять же нет каких-то четких рекомендация по съемке движущихся объектов хотя бы потому, что тут нужно учитывать и характер движения и то, что вы хотите получить на снимке. Можно «заморозить» объект, можно его размыть слегка, можно снять с проводкой. Еще тут влияет траектория движения: на вас, параллельно, по диагонали, и расстояние до объекта. Очень приблизительные значения, когда объект движется на камеру (если по диагонали, то выдержка должна быть в два раза короче, если под прямым углом, то в четыре): пешеход -1/30, бегун — 1/60, велосипедист — 1/250, лошадь — 1/500, автомобиль — 1/1000. Цифры исключительно как ориентир.
Снимать с рук или со штатива разницы тут нет.
2. Правило как раз и работает для съемки с рук, со штатива вы можете снимать с любой выдержкой.
2.1 Это ориентировочные значения, которые зависят от условий съемки, посмотрите на ваши результаты и решите для себя нужно ли вводить какие-то поправки. Например, если объектив со стабом, то выдержка может быть длиннее, иногда довольно сильно.
3. см. пункт 1. В первом случае у вас дистанция съемки например метров девять — глубина резкости полметра, во втором полтора метра — глубина двадцать сантиметров.
alt says:
Авг 19, 2011
вопросы большей частью оказались дурацкие — я уже разобрался с ГРИП.. действительно изначачльно понял почему-то, что определяется она исключительно диафрагмой
и спасибо за ориентиры по выдержке.
Александр, а фотограф с багажом фотографирования в несколько лет, фокусируясь, понимает более менее точно, какова глубина резкости? или реально может преед снимком высчитывать ГРИП или гиперфокал?
То есть у меня сейчас калькулятор на телефоне. занятное приложение, но в людном месте чувствую себя с ним неловко :).. вопрос как бы отсюда.
xela says:
Авг 22, 2011
Я бы сказал, что появляется набор настроек, которые уже на автомате используешь в тех или иных ситуациях.
alt says:
Авг 19, 2011
и еще: я не знаю, тянет ли эта тема на статью, но если да, было бы здорово, если бы после макро вы написали об интересных технических приемах съемки. В этой статье упоминали св.кисть, поводку и зумирование (последнее описывали где-то в комментариях). Может быть есть еще какие-то приемы, тонкости, секреты. Ну как-то так
xela says:
Авг 22, 2011
попробую что-то такое сделать, но не обещаю.
Сергей says:
Ноя 8, 2011
Товарищи почему у Canon 60D в режиме TV или AV при съемке со вспышкой автомат ставит максимальное ISO 400, тогда как в режиме P оно может быть любым. Спасибо за ответ.
xela says:
Ноя 9, 2011
В этих режимах фотоаппарат ставит автоматом только вторую величину в экспопаре, ISO выставляется не камерой и значение может быть любое. Может конечно производитель что-то накрутил в самой камере, но вряд ли.
Николай says:
Ноя 12, 2011
Может я уже и опоздал но в моем CANON А 620 Av приоритет диафрагмы, а Tv приоритет выдержки. Я думаю что CANON не будет такие обозначения менять для других моделей.
xela says:
Ноя 15, 2011
А у меня вроде бы так и написано, разве нет?
Николай says:
Ноя 15, 2011
У Вас правильно, а вот EUGENIA 13 апреля решила оспорить, я для нее и написал.
MiklSokol says:
Окт 27, 2012
напиши плиз про съемку с зумированием??!!??!?!
xela says:
Окт 27, 2012
В смысле?
MILK says:
Фев 11, 2013
подскажите пожалуйста на canon ds6041 как настраивать диафрагму?) модель старая и буквы F на экране нет и я даже не понимаю что крутить, чтобы открыть/закрыть ее) заранее спасибо!
xela says:
Фев 11, 2013
Видимо это американский аналог Canon 300D? Диафрагма настраивается, как и везде, в ручном режиме и режиме приоритета диафрагмы, верхним колесиком M и Av соответственно.
Юля says:
Июн 5, 2013
Добрый день. Фотоаппарат никон Д3000, снимаю в маленьком помещении с искусственным освещением. Режим А. Диафрагма полность открыта, исо 200. Фотоаппарат пишет что слишком темный объект и надо включить вспышку, если включаю то фото получается засвеченным, если не включаю, то аппарат долго думает после кнопки спуска и выдает в итоге смазанную полностью фото. что делаю не так? :(
xela says:
Июн 5, 2013
Все делаете не так. Хотите снимать со вспышкой, закройте диафрагму и уменьшите исо, хотите снять без вспышки, увеличьте исо и поставьте камеру на штатив.
Анастасия says:
Июл 5, 2013
Скажите, а можно ли подобрать настройки так (если да, то какие?), чтобы чётко получился человек на фоне того же фонтана с «движущейся водой» в кадре? А то один фонтан получается сфотографировать как надо, а с человеком беда :( Не лицо, а размытое пятно!
xela says:
Июл 8, 2013
Можно. Суть в использовании вспышки, т.е. вы получаете приемлемо проработанный фон кадра, а вспышкой подсвечиваете человека, который стоит впереди. Желательно использовать штатив. Вы выставляете все параметры так, чтобы получился нужный вам фон, а потом добавляете вспышку.
Эля says:
Апр 21, 2014
Всем — здравствуйте! Помогите, не могу понять, что с фотоаппаратом — в приоритете выдержки при нажатии выдержка не фиксируется, а выставляется самопроизвольно!!! То же самое с приоритетом диафрагмы ! :wacko: :wacko: :wacko:
xela says:
Апр 22, 2014
Что-то вы неправильно делаете. В приоритете выдержки она не должна фиксироваться, вы сами ее выставляете.
Эля says:
Апр 22, 2014
Да,конечно, в режиме TV я выставляю выдержку самостоятельно, но при нажатии спуска выдержка почему-то меняется.
Аналогичная проблема и в режиме AV — при спуске меняется предварительно выставленная диафрагма… :scratch:
аппарат Canon EOS 7D
Что-то с настройками?
xela says:
Апр 22, 2014
не может этого быть! В режиме Tv фотоаппарат может менять все, кроме выдержки, ее ни при каких условиях он изменить не может. Посмотрите внимательно, может быть у вас сбита настройка режимов?
Эля says:
Апр 22, 2014
Если Вам не трудно, подскажите пожалуйста, что именно смотреть. Я новичок.
Когда у меня начались проблемы с аппаратом, то сбросила все настройки, но это не помогло. Возможно, что-то теперь нужно установить заново, но не знаю, за что хвататься(((
Спасибо!
xela says:
Апр 22, 2014
Посмотрите на колесико выбора режимов съемки сверху слева, убедитесь, что режим съемки Av или Tv стоит точно напротив риски на корпусе, попробуйте сменить режим и поставить его заново.
Эля says:
Апр 22, 2014
Спасибо, но Вы меня обижаете)))) Уж это-то даже мне понятно! )))
xela says:
Апр 22, 2014
То, что вы пишите нереально, не может фотоаппарат менять настройку, которую вы железно задаете руками, в этом просто нет смысла. Поэтому я так настоятельно и рекомендую вам посмотреть какой режим выбран. Никаких других настроек там нет. Можете попробовать еще ручной режим «M», там можно задавать и выдержку и диафрагму, если и там фотоаппарат что-то произвольно меняет, то это какая-то неисправность.
Эля says:
Апр 22, 2014
Огромное спасибо Вам! Сейчас поснимала в режиме М — всё было хорошо, затем перешла в AV — хорошо, ничего не сбилось.
И всё удалось в режиме TV (я не знаю, КАК это вышло!) :yahoo: :-)
Эля says:
Апр 22, 2014
Могла ли стать причиной этого «сбоя» настройка ISO ? (ну не дает мне покоя эта тема!)
xela says:
Апр 23, 2014
Нет, не должно бы.
Оксана says:
Янв 21, 2016
У меня аналогичная проблема. Приоритет выдержки. раньше ставлю 1/200 так и фоткает, а недавно стало при нажатии кнопки спуска менять на другую… как у Эли выше.
единственное что было до сбоя — лазила в настройках. Пересмотрела их еще раз, не нашла, что может так влиять….
Что делать???
Оксана says:
Янв 22, 2016
Кажется нашла причину. Это из-за включенной опции «Safety shift» — «Безопасный сдвиг». :yahoo:
сергей says:
Авг 20, 2014
спасибо! освежил знания.
Сергей says:
Окт 8, 2015
добрый день у меня 60d объектив 17-85 при выставлении параметров как на картинке происходят совсем непонятные для меня вещи, фотографирую объект вблизи от камеры происходит задержка, общую например картину, ну или всю комнату то почти задержки нет. как это понять? как в этом разобраться???
xela says:
Окт 8, 2015
Первое, что приходит на ум, вы пытаетесь сфокусироваться слишком близко к объекту съемки. У объектива есть минимальная дистанция фокусировки, ближе которой он не сможет правильно поймать резкость.
Наталья says:
Ноя 11, 2015
Я продаю щенков. Камера Canon600D.Какой лучше выбрать режим? Спасибо
xela says:
Ноя 11, 2015
Если без заморочек, то авто :)
Jan mandila says:
Апр 12, 2017
Surprisingly individual pleasant website. Huge info offered on few gos to. https://www.youtube.com/watch?v=uMYQj2rkGT8