Когда переходишь с фотомыльницы на более серьезный фотоаппарат, сразу обращаешь внимание на настраиваемые режимы съемки. Казалось бы, зачем они нужны, если есть автоматические сюжетные программы, которые покрывают практически все потребности фотографа. Практически, но не все. В некоторых же случаях автоматика камеры вообще не позволяет получить желаемую картинку. Как раз тут и приходят на помощь «творческие режимы» съемки. В начале они кажутся сложными и запутанными, но на самом деле все достаточно просто и базируется на сочетании 3-х основных параметров, а именно, выдержке, диафрагме и чувствительности, которые составляют основу цифровой фотографии. В этой статье основное внимание уделено описанию этих параметров и особенностям их использования. Художественную составляющую и различные приемы съемки оставим для другого случая.
Итак, почему же именно эти три параметра являются самыми важными настройками камеры? Фотография — это по сути «отпечаток» света на светочувствительном материале, будь то пленка или матрица цифровой камеры. Если отбросить «внешние» качества света, попадающего в фотокамеру (например время суток, погодные условия и т.п.), то получается, что «количество» света на матрице зависит от времени, когда матрица открыта для его попадания (это выдержка), размера входного отверстия для света (диафрагма) и чувствительности к свету самой матрицы (непосредственно чувствительность или ISO). Комбинация из первых двух параметров называется экспозицией и именно она влияет «физически» на «количество» света, чувствительность же позволяет несколько расширить диапазон этих комбинаций. Все остальные настройки камеры на «количество» света не влияют.
Чувствительность (ISO).
Чувствительность матрицы регулируется программно. Измеряется в единицах ISO, причем чем выше значение, тем выше чувствительность, т.е. тем больше света фиксируется матрицей. Приведем наиболее часто встречающиеся значения: 50, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400. Исходя из выше сказанного, при фотографировании в солнечную погоду будет достаточно чувствительности 100, а в некоторых случаях (например в горах) даже 50, в сумерках больше подойдет 200, а в темное время суток 400 или 800.
Почему мы не рассматриваем более высокие значения ISO? Дело в том, что чем выше чувствительность, тем больше камера регистрирует так называемого цифрового шума. Матрица состоит из групп маленьких светопринимающих ячеек трех основных цветов. Их размер зависит от размера самой матрицы и количества мегапикселов (как раз тех самых ячеек). Чем меньше ячейка, тем больше вероятность, что при попадании на нее света будет засвечена часть соседней, а значит появится информация о цвете, которой на самом деле быть не должно. На фотографии это проявляется в виде появления цветных «зерен» и размытии мелких деталей.
Конечно, с развитием цифровых камер становятся доступными все большие значения ISO, поэтому стоит сделать несколько снимков, и решить какой уровень шума является для вас приемлемым, а каким ISO пользоваться стоит только в крайних ситуациях.
Выдержка
Выдежка — это время, в течении которого матрица открыта для попадания света. При одинаковых настройках, чем больше освещенность, тем меньше выдержка. При съемке с рук с длительной выдержкой стоит помнить, что удержать неподвижно фотоаппарат очень непросто и малейшие колебания (например, нажатие на кнопку спуска) могут вызвать так называемый эффект «шевеленки», когда объект в кадре получается смазанным.
Качественную картинку реально получить при выдержке 1/60с, хотя, сейчас многие производители стали добавлять в камеры или объективы системы стабилизации изображения, которые позволяют сдвинуть этот порог в сторону увеличения до 1/25-1/3с. Стоит обратить внимание, что система стабилизации должна быть «аппаратной», в противном случае, камера просто увеличивает чувствительность, что ведет, в свою очередь, к увеличению шума и не дает практической пользы.
Малые значения выдержки позволяют «заморозить» быстродвигающийся объект, а более длинная выдержка позволяет делать качественные снимки в условиях плохой освещенности.
Диафрагма
Диафрагма — это механизм объектива, который регулирует величину отверстия, через которое проходит свет. Обозначается буквой f с цифровым значением, например, f2.8, f3,5. Чем больше открыта диафрагма, тем меньше цифра, т.е. при f2.8 отверстие больше, чем при f5,6. Величина отверстия влияет на количество света, проходящее через объектив и на глубину резкости. Глубина резкости — это пространство, которое будет резко изображено спереди и сзади от объекта, на котором сфокусирован фотоаппарат.
Например, для пейзажной съемки нужно, чтобы все пространство было резким, а значит отверстие диафрагмы выбирается небольшим — f10-f16, а для портретной съемки или макро, чтобы красиво размыть задний фон, надо выбрать максимально доступную открытую диафрагму f1,4-f3,5.
Экспозиция
Экспозиция — это количество света, попавшее на матрицу фотоаппарата, т.е. это некая величина, которая складывается из значений выдержки и диафрагмы. Для сохранения экспозиции при изменении одного из параметров, другой должен быть изменен в противоположную сторону. В зависимости от количества света мы можем получить три различных результата, а именно: нормальный кадр, кадр пересвеченый (когда теряется информация в светлых частях снимка) и кадр недодерженный (когда исчезают детали в тенях).
На примере слева первый снимок явно передержан (переэкспонирован) — детали светлого здания исчезли, второй кадр сделан с правильной экспозицией, хорошо различимы детали и в светах и в тенях, а третий кадр слишком темный (недоэкспонирован) — тени превратились в сплошную темную массу, в которой ничего невозможно разобрать.
Экспозиция определяет насколько кадр получится близким к тому световому балансу, который мы видим на самом деле. Поэтому при съемке очень важно не только построить правильно кадр, но и оценить как получаются светлые и темные детали, чтобы избежать больших однотонных пространств на фотографии.
На этом знакомство с техническими основами фотографии можно закончить и перейти к более подробному рассмотрению полуавтоматических режимов съемки и художественным особенностям каждого из них.
Ссылки по теме.
Наглядная демонстрация взаимодействия составляющих экспозиции.
Ольга says:
Сен 30, 2010
Спасибо большое за все ваши статьи! Всё просто и доступно! Давно искала что-то подобное! А главное, выше сказанное написано так, что понятно новичку!
elena says:
Дек 8, 2010
Спасибо большое! Пытаюсь разобраться.
xela says:
Дек 8, 2010
elena, если будет совсем непонятно, могу предложить вам пару индивидуальных занятий по фотографии, на которых расскажу основы съемки. Если интересно пишите на почту. :)
Lena says:
Фев 15, 2011
Вопрос!
«Например, для пейзажной съемки нужно, чтобы все пространство было резким, а значит значение диафрагмы выбирается небольшим f10-f16, а для портретной съемки или макро, чтобы красиво размыть задний фон, надо выбрать открытую диафрагму f1,4-f3,5.»
Нет опечатки? ведь f10-f16 ,больше чем f1,4-f3,5.? а написано небольшим… Или я неправильно понимаю?
xela says:
Фев 15, 2011
Lena, скорее неточно сформулировал. Поправил в тексте, чтобы было более понятно о чем говорил. Спасибо за внимательность. :)
Антон says:
Мар 31, 2011
Добрый день! Спасибо. Всё просто и доходчиво!
Владимир says:
Июл 11, 2011
Большое Вам человеческое спасибо!
Весь день читаю Ваш сайт вместо работы ))
xela says:
Июл 13, 2011
:)! хорошая у вас работа :)
AHTOH says:
Июл 15, 2011
присоединяюсь к вышесказанному.понятно доходчиво.пробелы потихоньку заполняются в этом направлении :)) thnx
Polaychka says:
Авг 2, 2011
Сегодня стала обладательницей долгожданного «тела» (body:-)), теперь ваши статьи буду пытаться применить на практике, а то все как-то в теории несколько лет делалось, да и компановкой кадра больше увлекалась. Спасибо за такую статью.
Сергей says:
Авг 28, 2011
Здравствуйте.В разделе о выдержке вы написали, что система стабилизации должна быть «аппаратной».Что это значит?
xela says:
Авг 29, 2011
Это значит, что на мыльницах часто бывает цифровой стаб, его действие заключается в повышении чувствительности, а значит понижении качества снимка, а бывает аппаратная, основанная на сдвиге матрицы или линз, она практически не ухудшает качество снимка. Ясно, что второй вариант лучше.
Сергей says:
Авг 29, 2011
Спасибо,удачи Вам.
Lary says:
Ноя 15, 2011
Что такое инфракрасные фотографии ? Спасибо
xela says:
Ноя 15, 2011
В фотоаппарате стоит фильтр, который отсекает инфракрасную часть излучения, так вот инфракрасная фотография наоборот фиксирует ее, а остальные длины волн режет. В итоге получаются интересные эффекты в частности зеленый цвет выглядит как белый.
Katerina says:
Дек 2, 2011
Xela, здравствуйте!!!
Третий день читаю Ваши статьи и дальнейшие обсуждения!! Совсем скоро стану счастливой обладательницей зеркалки!! :) Все очень интересно и полезно таким как я, новичкам! Читаю и испытываю, так сказать, «щенячью» радость от того, на сколько я «поумнела» :) :)
Прочитав эту статью тоже подумала, что все поняла, но остался вопросик.. от которого, видимо, Вам станет сразу понятно действительно ли я все поняла или все же нет. Вопрос следующий: В конце статьи (Экспозиция) представлено три примера со зданием (почему получились три разные по качеству картинки, тоже поняла) и как я понимаю, фотографии были сделаны БЕЗ вспышки — это так?
Заранее большое спасибо за пояснение!
xela says:
Дек 2, 2011
Естественно без вспышки, она работает на очень ограниченных расстояниях и точно не сможет подсветить здание.
Katerina says:
Дек 2, 2011
Спасибо за ответ!
Makkit says:
Дек 3, 2011
Здравствуйте, Xela.
Спасибо Вам за познавательные статьи.
Возник вопрос по системе стабилизации: является она аппаратной для Canon EOS 600D? Брал специально китовую версию 18-55, чтобы вообще научиться работать с зеркальным фотоаппаратом, так как ранее пользовался исключительно мыльницами. На объективе имеется переключатель IS (Image Stabilazer). После прочтения данной статьи перекопал всю инструкцию и тех. описание и не нашел в этих документах никакого уточнения по поводу стабилизации, точнее нашел, только относительно стабилизации на объективе, а самом аппарате, я так понял нет. Или я ошибаюсь?
xela says:
Дек 5, 2011
В фотоаппарате ее нет, стабилизация происходит путем перемещения группы линз в объективе.
HelenRed says:
Дек 15, 2011
Xela, здравствуйте!
Нужна консультация, подскажите, у меня Canon 500D + 2 стекла (50-ник 1/4 и зум 18-55)+ пыха 430EX II, так вот,никак не могу выбрать оптимальные пары (диафрагма/выдержка). Много фотографирую в клубах,барах, где освещение мягко говоря сложное. На автомате в общем-то на трояк тянет, но шума много,а на творческих режимах для меня проблема с парой определиться; то «недолёт»,то «перелёт»…
xela says:
Дек 18, 2011
Выдержку 1/125, диафрагму 5,6, пыху в режим E-TTL, и она автоматом мощность выставит. Если у вас освещение динамически меняется, то задача сложнее. В любом случае посмотрите по exif, какие настройки вам камера в автомате выдает на «нормальных» снимках и ориентируйтесь на них.
Over says:
Дек 21, 2011
…системы стабилизации изображения, которые позволяют сдвинуть этот порог в сторону увеличения до 1/25-1/3с…
Это не опечатка? Про треть секунды
xela says:
Дек 21, 2011
Нет, не опечатка, на широком угле реально на такой выдержке получить вполне четкий снимок, конечно не кристальный, но без ярких эффектов от движения камеры.
Юлёк says:
Апр 10, 2012
Спасибо вам огромное. Буду надеяться, что получится.
Avrora says:
Май 29, 2012
Спасибо, очень доходчиво и просто всё написано.Похожие статьи , которые читаю несколько дней подряд, вносили только сумбур в голову)
Андрей says:
Июл 16, 2012
Да, Вы в самом деле очень доходчиво пишите, а то бывает читаешь и сыплят такими терминами ничего не обьясняя, что только каша в голове получается, у вас очень так «програмно» получается, доходчиво, спасибо большое. Только где нибудь выложите пожалуйста побольше разных примеров сьёмки- это намного наглядней, чем текст и интересней, спасибо.
Вот так с Вашей помощью и разберёмся со своей техникой, а то понакупили
навороченных аппаратов а , что с ними делать!?…теперь учиться надо.
Настя says:
Июл 16, 2012
как интересно!!! понимаю, что фотографировать это не легкое дело, но ужасно охота научиться этому мастерству. спасибо за статьи!
Андрей says:
Июл 27, 2012
Здравствуйте. Попробую сформулировать свой вопрос. Глубина резкости в большей степени зависит от светосилы объектива, а не от диафрагмы. Я правильно понимаю? Или нет? Вообще есть ли такая характеристика объектива от которой глубина резкости зависит напрямую? Или это комбинация характеристик? Спасибо за Ваши статьи.
xela says:
Июл 28, 2012
Вы читали статью про размытие фона? Еще раз светосила и диафрагма — это одно и тоже, светосильный объектив — это объектив с широко открывающейся диафрагмой. Глубина резкости напрямую зависит от диафрагмы, от фокусного расстояния и от расстояния до объекта съемки и фона.
Алексей says:
Авг 10, 2012
В 70-е — 90-е немного увлекался фото,потом забросил. сейчас решил вернуться. Вопрос от «пленочника» — как я понимаю, мегапиксели матрицы в первом (или там 17-м) приближении соответствуют зернистости пленки. Если это так, то хотелось бы примерного перевода в ГОСТовскую светочувствительность, т.е. тем же 65 единицам ГОСТа какая матрица соответствует
xela says:
Авг 11, 2012
Iso50 — 0.05мкм2, iso100 — 0,08мкм2, на 18 мегапикселях кропа один пиксель 0,02мкм2.
halyna buquet says:
Сен 27, 2012
здравствуйте //возник вопрос по этой статье //
у меня объектив 24-105 L f- 4,5
как понять что система «аппаратная»?
забыла написать что объектив кэнон тушка марк2 кэнон
xela says:
Сен 27, 2012
Аппаратная, на объективе маркировка IS
Лена says:
Окт 6, 2012
Спасибо огромное за познавательные и интересные статьи!) вам можно книгу писать!))
Ira says:
Дек 27, 2012
Здравствуйте, спасибо Вам за ваши статьи, во многом помогают разобраться и всё очень доступно! У меня к Вам вопрос, немного не в тему, про фокусировку. Выбираю фокус по центральной точке, навожу её на переносицу модели, фокусируюсь, а потом немного отпускаю ниже фотоаппарат, чтоб не получился пустой верх, а человек без ног. Можно ли так фотографировать или я так теряю резкость, может тогда лучше отключать автофокус и ставить в ручную, а как тут тогда не промахнуться? Может у Вас есть статья на эту тему? Заранее спасибо!
xela says:
Дек 28, 2012
Резкость, а точнее ее глубин зависит от многих параметров. Если вы снимаете на относительно нешироких диафрагмах 5,6-6,3 и на фокусных до 100мм, глубина резкость у вас будет весьма значительной и небольшое перемещение фотоаппарата не испортит результат. Чтобы ответить более конкретно, нужно как минимум знать параметры съемки.
Dima_zzz says:
Янв 23, 2013
Добрый день! Помогите с выбором объектива для Canon Mark II. Хочу светосильный объектив для уменьшения шумов. Снимать хочу природу, в сумерках и ночью. Очень хочу попробовать Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM, или на худой конец Canon EF 24-105mm f/4L IS. НО начитан о том, что глубина резкозти на светосильных объективов низкая. Можно ли на данных объективах снимать ночные пейзажи без потери резкозти? Или лучше не париться и взять второй менее светосильный объектив…? Но тогда возможны шумы?
xela says:
Янв 23, 2013
Глубина резкости зависит от дистанции фокусировки. Например для фокусного расстояния объектива 50мм и диафрагмы 2,8 на расстоянии 30м, все, что дальше от точки фокусировки будет резким, для такого же фокусного, но диафрагмы 1,4 примерно 35м от точки фокусировки в глубину будет резкими. При этом именно естественная нерезкость добавляет пейзажу глубины и ее можно усилить оптикой, либо оставить как есть в зависимости от замысла. Опять же более широкое фокусное увеличивает угол обзора и глубину резкости, скажем на 24мм при 2,8 все в резкости будет уже при фокусировке на 7м, а при диафрагме 4 вообще с 5 метров.
Вообще резкость ночных снимков — это в первую очередь приемлемая выдержка, штатив и отсутствие движения в кадре.
Dima_zzz says:
Янв 23, 2013
Спасибо большое!! А если заморочиться по поводу движения ночью? Снимаю я, например, ночной город. Как уловить движущуюся машину? Насколько я понял, тут 2 пути — увеличивать чувствительность (это характеристики матрицы) или открывать диафрагму (характеристика объектива). Правильно? И второй вопрос, больше теоретический. За счёт чего значение светосилы может быть меньше 1? Слышал, есть единичные экземпляры объективов 0.7?
xela says:
Янв 23, 2013
Правильно все понимаете, берите третий марк или 6D для высоких исо и полтинник 1,2 и сможете заморачиваться.
А что вас смущает, диафрагма — это отношение входного диаметра к фокусному расстоянию. В теории предел 1:0,5, на практике — Zeiss 50mm, f/0.7, очень дорогой, с маленькой грип, очень мягкий и с большими ХА, короче толку от него никакого, а вообще есть несколько разновидностей таких объективов и в обычной фотографии используются крайне редко.
Dima_zzz says:
Янв 23, 2013
А есть ли смысл менять Mark II на 6D?
xela says:
Янв 23, 2013
Сомнительный, только если вам реально нужны высокие исо (3200 и выше) и при этом часто.
xela66 says:
Фев 10, 2013
Добрый день! Тупо набрал в поисковике запрос «Основы фотографии» и среди множества ответов обнаружил сайт «xela.. Поскольку имею однеймённый ник, понял, что это знаки судьбы))и мне именно сюда. Результатом более чем доволен. Спасибо за понятное освещение сложной науки фотосъёмки! Не первый месяц мучаюсь выбором между Canon PowerShot SH220 и Canon PowerShot S100. Пора уже сделать выбор). Прочитал много обсуждений 220го, меньше по 100му. Их в основном сравнивают с аппаратами других марок. Мой выбор — однозначно Canon, но какая из этих двух моделей, не могу решить. Разница в цене весьма существенная: 205 против 410 долларов. Насколько она оправдана? Будет ли разница в качестве фотографий столь же существенной? Ваше мнение будет решающим. Помогите сделать правильный выбор!
Не могу похвастать, что я продвинутый фотограф, но собираюсь делать снимки не только в режиме «авто».
xela says:
Фев 10, 2013
В следующий раз набирайте с умом :) . Увы не подскажу вам ничего :( . Мыльницы вне моего поля зрения, за беззеркалками еще как-то слежу, а тут никаких сил не хватит даже за сменой названий угнаться.
xela66 says:
Фев 10, 2013
Жаль :cry: А можете хотя бы сравнивая характеристики в интернете этих двух аппаратов что-то сказать. Простите мою навязчивость. Целый день читаю Ваши статьи и в восхищении как всё доходчиво написано. Уже прочёл лекцию жене и сыну по экспозиции, завтра на очереди мой директор, который ничего в этом не смыслит и всегда снимает на автомате. Понимаю, что мыльницы не Ваш уровень, но авторитетней Вас для меня никого нет и хотелось бы всё же услышать Ваше мнение. ;-)
xela says:
Фев 11, 2013
Судя по характеристикам у Canon PowerShot S100 матрица все-таки покрупнее, в результате должны быть более качественные снимки, но все равно лучше дойти до магазина и посмотреть там.
xela66 says:
Фев 11, 2013
Спасибо!
Ekaterina says:
Мар 2, 2013
ОООчень классная статья! Читается с удовольствием) Спасибо большое!!! :good:
Светлана says:
Мар 6, 2013
Большое Вам спасибо за проделанный труд,очень полезная и доступная информация для таких «чайников»,как я!Я очень люблю фотографировать,я бы сказала,что это как вирус у меня,но к сожалению,совсем ничего не понимаю в этом,так,методом тыка пытаюсь добиться хоть каких результатов,ходила по разным сайтам,но как-то все уж больно для знающих,а тут просто разжевано и положено в рот,как говорится в народе!Ещё раз большое спасибо!!! :rose: :rose: :rose:
Эдуард says:
Мар 13, 2013
Александр. Все знают,что фотографировать лучше на низких ISO. Для чего тогда производители предоставляют возможность установки ISO 52100 (EOS-1DS) и выше?
xela says:
Мар 13, 2013
Это некая маркетинговая игра — «А еще мы так можем!». На самом деле высокие исо нужны только в том случае, если необходимо сделать снимок в очень плохих условиях и качество роли не играет.
Илюза says:
Апр 20, 2013
Здравствуйте. При съемке детей они часто машут руками. При использовании зеркалки рука получается «размытой» (может и на мыльнице такая проблема есть, уже не помню), подскажите пожалуйста как настроить аппарат или как правильно снимать, чтобы не было такого эффекта.
xela says:
Апр 20, 2013
Ставьте более короткую выдержку, начните с 1/250с, если все равно размытая, ставьте меньше и т.д. пока не получите приемлемый кадр.
илюза says:
Апр 26, 2013
Здравствуйте. Все равно не получился хороший кадр. Единственное что изменялось — это темнее или светлее получалось фото. Снимала в квартире при дневном освещении. И не понятно значения выдержки — начинается 1/30, 1/40 затем 1/2.5, потом снова 1/50 ? Еще не получился снимок зажженной свечи при выключенном освещении — кроме света свечи ничего больше не видно, хотя в информации показано что ребенок, задувающий свечу должен быть виден. (никон. выставляла эффект «свет от свечи»). Спасибо за Ваши ответы, так как я хочу быть уверенным пользователем :-)
xela says:
Апр 29, 2013
Внизу статьи есть ссылка на полуавтоматические режимы съемки, почитайте там, как выставить нужную выдержку. Кадр у вас не получился потому, что вы снимаете с очень длинными выдержками, нужно 1/250 или даже меньше, а 1/30 естественно не сможет заморозить движение. Свечи вообще отдельная тема и такие сюжеты лучше в ручном режиме снимать, на пальцах не объяснить т.к. очень много зависит от общего освещения в помещении и т.п.
Inessa says:
Июл 10, 2013
Спасибо за хорошую статью для начинающих :good:
людмила says:
Июл 21, 2013
Добрый день подскажите как обрезать фото на canon eos1100D
xela says:
Июл 22, 2013
В Фотошопе.
Вадим says:
Авг 18, 2013
Здравствуйте спасибо вам за интересные статьи, доходчитво, кратко и интересно. Я начинающий фотолюбитель, нидавно приобрел фотик nikon 3200, очень хотелось бы узнать ваше мнение по поводу этого аппарата, так как я еще не разобрался что купил и не погорячился ли я для начала.
xela says:
Авг 19, 2013
Если вы его уже купили, то зачем спрашивать мое мнение? :) Пользуйтесь и делайте хорошие снимки.
Анатолий says:
Дек 2, 2014
Подскажите, пожалуйста, в каких аппаратах есть ручное управление выдержкой (до 240 секунд) и как это обозначается в инструкциях? Спасибо!
xela says:
Дек 2, 2014
Есть режим B (bulb), в нем диафрагма открыта, пока держите кнопку спуска, хоть полчаса.
Анатолий says:
Дек 3, 2014
Спасибо!Тогда ещё вопрос.В каких моделях эти режимы быстрее обрабатываются и сохраняются? Это необходимое условие для того, что-бы между кадрами с определённым временем не было промежутков.Некоторые очень долго «думают», прежде чем можно делать следующий кадр. Заранее спсибо.
xela says:
Дек 3, 2014
На этот вопрос вам вряд ли кто-то ответит. Есди итоговое разрешение не очень важно и снимать в jpg, то промежуток будет короткий на любой камере.
сергей says:
Ноя 25, 2015
Здравствуйте.Подскажите пожалуйста,в каком режиме лучше снимать в RGB или sRGB IEC619661-2.1
xela says:
Ноя 26, 2015
Посмотрите статью по цветовым пространствам. Если вы снимаете в RAW, то вообще разницы нет.