Я думаю, что каждый, кто покупает зеркальную или просто цифровую камеру, первое время сохраняет все или почти все снимки. Нажал на кнопку и результат кажется замечательным, даже несмотря на возможные серьезные недочеты. Человек просто не задумывается о качестве фотографий, ведь за ними стоит какоe-то событие и снимок ценен именно этими воспоминаниями. В какой-то момент семейного признания «профессионализма» становится мало и мы идем показывать тонны снимков друзьям и знакомым. При этом нередко они не проявляют казалось бы заслуженного восторга нашими фотографиями. Что же не так и улучшить качество фотографий в следующий раз? Об этом и поговорим далее.
Попробуем выделить основные составляющие качественной фотографии. Сейчас мы не будем говорить о художественном наполнении, это отдельная непростая тема, остановимся только на технически верном исполнении снимка. Для себя я выделил три критерия оценки качества снимка. Если их расставить в порядке убывания, то на первом месте резкость, затем композиция и экспозиция.
Снимок должен быть резким
Вернее даже не так, главный объект снимка, его смысловой центр должен быть резок. Оговорка неспроста, например при съемке портрета в фокусе обязательно должны быть глаза, все остальное может быть несколько размыто. Поэтому, в зависимости от вашего замысла, прежде, чем нажать на кнопку спуска, нужно определить, какой объект или его часть является главный на снимке и постараться сделать его наиболее четким.
В качестве иллюстрации возьмем две фотографии выше. Левая явно не в фокусе и модель получилась нечетко, правая намного лучше. При этом главным в кадре является именно модель. Конечно можно попытаться вытянуть левую фотографий, но лучше ее просто удалить или, если она чем-то особенно вам дорога, оставить для «внутреннего» просмотра. Кстати, избежать подобных конфузов достаточно просто, достаточно сделать несколько одинаковых фотографий одной и той же сцены. При правильных настройках, даже, если на первом снимке что-то получилось не так, второй с высокой вероятностью будет удачным.
Почему я выделил резкость снимка особо? Просто и композицию и экспозицию, в известных пределах конечно, можно исправить, а с нечеткостью практически ничего нельзя сделать. Конечно, если вы хотите сделать изображение резче, то можно воспользоваться фильтром Unsharp Mask в Фотошопе, но от грубых ошибок фокуса или при съемке с большой выдержкой с рук без штатива это не спасет. На нашем примере фотография слева имеет более ровный свет, нет таких резких теней, как на правой, но даже это ее не спасает.
Композиция — следите за расположением объектов на фотографии
Как было написано выше, художественную составляющую понятия композиция мы опустим, даже на время забудем о всевозможных «правилах третей» и т.п. Поговорим вот о чем, вы выбрали объект съемки, например здание, сфокусировались на нем и в момент нажатия кнопки между вами и зданием проехал троллейбус, результат — испорченный снимок.
Это самый простой пример, а может быть, что какая-нибудь мелочь напрочь портит кадр. Поэтому внимательно осматривайте в видоискатель поле кадра, постарайтесь исключить ненужные детали, «лишних» прохожих, окурки, бутылки, провода, некрасивые поверхности и т.п. еще перед съемкой. Так же следует помнить, что на фотографиях плохо смотрятся «обрезанные» конечности, когда в кадр не попадают ступни, пальцы или кисти рук. Ни в коем случае нельзя оставлять за границами кадра головы людей. Вообще старайтесь скомпоновать кадр максимально плотно, чтобы главный объект заполнял все поле зрения, а посторонних предметов было как можно меньше.
В отличие от нерезкости, композиция уже поддается коррекции. Что-то вы можете обрезать, скадрировав снимок на компьютере, что-то можно отретушировать, как например провода на снимке собора во Львове. Но в любом случае лучше постараться найти оптимальную точку съемки перед тем, как нажать на спуск.
Экспозиция — опасайтесь пересветов
Экспозиция, так же как и композиция понятие непростое, но тут небольшие ошибки еще менее критичны, особенно если вы снимаете в RAW. Самое главное, что стоит помнить — человек автоматически фокусируется на ярких областях на фотографии, иными словами световые пятна отвлекают взгляд от объекта съемки. Кроме этого не забывайте, что при пересветах на фотографии (например небо в пасмурную погоду) появляются большие белые пятна и исправить это практически невозможно. Помимо этого вполне безопасные на первый взгляд светотени от листвы или четкие переходы из света в тень могут сильно испортить фотографию, особенно портрет.
Портрет слева получился очень пятнистым, хотя тень казалась намного менее контрастной. А на правой фотографии небо просто исчезло из-за замера экспозиции по темному автомобилю.
Лучше снять более темную фотографию, практически всегда есть возможность сделать тени более светлыми, чем получить белые пятны с безвозвратно потерянной информацией об объектах в этих областях.
Подводя итоги, хочется наметить алгоритм съемки, который позволяет получать качественные снимки. Оценка сцены для будущего снимка идет в обратной последовательности — сначала находим место или ракурс с подходящим светом, затем плотно кадрируем сцену, выделяя главный объект и отбрасывая ненужные детали, и делаем снимок, проследив, чтобы он получился четким. Если не забывать следовать этим советам, то вы сможете получать действительно качественные снимки.
zoOm says:
Июл 21, 2010
Читая про яркие пятна, вспомнил фотосессию Андреяи 12-ю фотографию…
xela says:
Июл 22, 2010
ага, точно. Часто бывает, но глазами особого значения не придаешь, а на фотографии заметно очень.
Алик says:
Фев 28, 2011
На второй фотографии, тема смыслового центра раскрыта =)
xela says:
Фев 28, 2011
спасибо, мы старались :)
Сергей says:
Июн 18, 2011
Подскажите, пожалуйста, я фотографирую ребенка в квартире, напротив стенки коричневого цвета, почему на фото задний план получается чёрный?
xela says:
Июн 20, 2011
Фотографируете со вспышкой, какие значения ИСО-выдержка-диафрагма, в какое время делаете снимок?
Роман says:
Авг 21, 2011
Спасибо Вам за все ваши статьи, очень доступно изложено!
А как технически снять более темную фотографию? С помощью экспокоррекции? И на какую величину? Методом проб, либо есть какое то правило? Спасибо.
xela says:
Авг 23, 2011
Да, все правильно, нужно внести экспокоррекцию, а вот на какую величину, решаете вы сами, исходя из вашей задумки.
Ольга says:
Ноя 16, 2011
Добрый день,подскажите пожалуйста,я снимаю на 50 1.4 с ручным фокусом,все фотографиии не в фокусе,пробовала настраивать по разному но безуспешно,что делать???
xela says:
Ноя 18, 2011
Нужно понять причину нерезкости для начала. Какие у вас выдержки? Если длиннее 1/50, то будет шевеленка, это не зависит от ручного фокуса. Если с выдержкой все нормально, то закройте диафрагму до 2,5 и посмотрите, если все еще нерезко, значит вы неверно фокусируетесь.
натали says:
Июл 28, 2012
Доброй ночи! Подскажите пожалуйста…. я снимаю на Canon 600D(приобрела недавно).При съемке происходит фокусировка только на ближний объект (даже если, например, ребенок стоит с цветами фокус на цветах, а лицо вообще размыто или коллективное фото кто-то четкий, кто-то мутный).Не могу разобраться и диафрагменное число меняла: как сделать полностью всю фотографию четкой?
xela says:
Июл 29, 2012
На пальцах сложно объяснить т.к. настройки ваши не знаю, да и объектив вы не указали. В общем случае ставьте диафрагму 6,3 и фокусное в районе 35мм, отойдите на расстояние ростового портрета и все будет в фокусе.
SashaK says:
Дек 19, 2012
Здравствуйте!Подскажите,пожалуйста,минимальное значение диафрагмы,чтобы весь кадр был четким.Первый раз буду снимать в студии сразу 4 человек,боюсь ошибиться с настройками….
снимаю я на Canon 5d MarkII 4f 24-105 ,обычно в студии использовала f6.5 или 7.1
xela says:
Дек 21, 2012
Зависит от большого числа параметров, это и фокусное и расстояние до объекта и протяженность объекта (в вашем случае глубина сцены для нескольких людей). Поэтому сказать заранее нельзя, проверяйте по экрану, тем более, что студийный свет позволяет держать нормальные выдержки даже на сильно закрытых диафрагмах.
SashaK says:
Дек 22, 2012
Спасибо!
Владислав says:
Авг 14, 2014
На втором фото Львов же?
xela says:
Авг 14, 2014
Львов же.