В первой части статьи мы более-менее подробно рассмотрели треноги штативов и критерии их выбора. Сегодня я более подробно остановлюсь на выборе головы штатива. Хочу еще раз напомнить, что кроме дешевых штативов, несъемные головы встречаются крайне редко, причем чаще всего это так называемые 3Д головы, но об этом позже. Такая конструкция связана в первую очередь с тем, что сам штатив, ноги, крепления, могут ломаться, а штативная голова обычно более долговечна, поэтому выбрав ее один раз, в случае поломки штатива, вы сможете легко переставить ее на новый. Хорошая штативная голова в некоторых случаях может составлять половину стоимости всей конструкции в сборе, поэтому важно не ошибиться и взять именно ту, которая нужна вам.

Наиболее распространенным типом штативных голов, причем как съемных, так и несъемных, являются 3Д. На заглавной картинке к статье как раз изображения 3Д-голова. Обычно у них есть две ручки, каждая из которых независимо меняет ориентацию камеры в вертикальной и горизонтальной плоскостях, плюс вся площадка вращается вокруг центральной оси. Управление производится этими ручками-винтами, что позволяет точно позиционировать камеру, однако оперативность при этом теряется. Такие головы менее компактны, чем шаровые и при сложении штатива могут потребовать как минимум откручивания ручек.

Шаровые работают по другому принципу — в их основе лежит шар, к которому крепиться контактная площадка, соответственно, ослабив крепление шара, вы можете наклонить фотоаппарат в любую сторону максимально быстро, но не всегда точно и обязательно придерживая камеру одной рукой. Такая штативная голова подходит для оперативной съемки, обычно весит легче, чем 3D, занимает меньше места и не требует времени на подготовку к работе и разборку в конце съемки.

Третий тип — это панорамные головы. Как понятно из названия они используются для съемки качественных панорам и позволяют избежать искажений перспективы при повороте камеры, что очень облегчает сборку общей картинки из отдельных снимков. Если панорамы не главный ваш жанр, то выбирать такую голову не стоит т.к. для обычной съемки она не очень удобна. Это довольно узкоспециализированный тип штативной головы, поэтому обычно он продается отдельно и редко входит в комплекты штатив+голова.

Внутри этих трех основных разновидностей различия минимальны и связаны в основном с удобством фиксации и настройки положения камеры, наличием пузырьковых уровней и материалом верхней части, на которую ставится камера.

Помните, что при выборе штативной головы следует учитывать ее вес, который в некоторых случаях может превышать килограмм. Имейте в виду, что при указании массы, выдерживаемой штативом, в большинстве случаев, вес головы должен складываться с весом установленного оборудования.

В завершении статьи хочется остановиться на индивидуальных особенностях штативов, которыми их снабжают производители дабы придать индивидуальности и большей гибкости своим изделиям. В первую очередь это фиксация ног штатива под разными углами для уменьшения высоты съемки, а так же возможность разборки и переворота центральной колонны. Такие возможности бывают очень полезны для макро и предметной съемки. На некоторых моделях так же предусмотрено изменение угла центральной штанги, что позволяет закрепить фотоаппарат строго перпендикулярно снимаемой поверхности.

Еще одной полезной особенностью могут быть съемные основания для ног штатива, которые улучшают его устойчивость на разных типах поверхности. Сюда же можно отнести крюк для подвеса груза, который позволяет сместить центр тяжести вниз. Еще одним улучшением эргономики являются неопреновые накладки на ноги штатива, они могут быть просто незаменимыми при съемке зимой.

Конечно все эти дополнения увеличивают общую стоимость, но не стоит забывать, что покупая штатив, вы вкладываете деньги один раз, а пользоваться им будете не один год и максимальное удобство и гибкость позволят вам решить максимум фотографических задач.

Напоследок ссылки на сайты производителей наиболее распространенных у нас штативов:
Slik, Giotto’s, Benro, Manfrotto.