В арсенале любого фотографа, от профессионала до увлеченного любителя, рано или поздно появляется такое необходимое приспособление, как штатив. Не так давно мне задали вопрос как раз по выбору штатива и в процессе обмена мнениями, определились основные критерии по подбору, которыми хочу поделиться и с вами. Думаю, что эта статья поможет сделать правильный выбор и купить качественный, долговечный и удобный аксессуар, который послужит надежным основанием не одной камере в нелегком деле получения качественных снимков.
Любой штатив условно состоит из двух частей — ножки и штативная голова. Тренога отвечает для устойчивость всей конструкции и базовое расположение в пространстве. Голова позволяет более тонко настроить положение самого фотоаппарата. Опять же условно штативы делятся на те, у которых голова съемная и те, у которых она составляет одно целое с основанием. В первом случае вы можете менять верхнюю часть в зависимости от своих потребностей — это может быть шаровая голова, 3Д или панорамная. Во втором это невозможно. Естественно, штативы с несъемной головой стоят существенно дешевле и в большинстве случаев нацелены на любителей, в основном это недорогие алюминиевые модели.
Наверное не сильно погрешу против истины, сказав, что основным критерием выбора того или иного товара для многих служит цена. В случае со штативами цена практически напрямую связана с материалом, из которого он изготовлен. Самые дешевые — алюминиевые, дороже — из всевозможных алюминиевых сплавов и самые дорогие — карбоновые. Таким образом, выбирая ценовую группу, вы выбираете и материал. Так же с ростом цены растут и дополнительные возможности самих штативов, но об этом несколько позже.
Помимо описанных выше, характеристики штативов можно свести к довольно небольшому количеству действительно важных параметров. Попробуем объединить все вместе в единый список:
- высота штатива в сложенном и разложенном виде;
- вес самого штатива и вес оборудования, которое он выдерживает;
- материал штатива;
- тип головы;
- дополнительные опции.
Давайте рассмотрим их более подробно. Начнем с высоты. В первую очередь высота штатива определяется вашим ростом, чем выше вы сами, тем выше должен находится и фотоаппарат, чтобы было удобно снимать. Кроме этого важен и сценарий использования, скажем при студийной съемке лучше взять штатив повыше, чтобы иметь возможность снимать с высокой точки. При макросъемке более важна минимальная высота (некоторые штативы позволяют перевернуть центральную штангу, чтобы расположить фотоаппарат максимально низко к поверхности земли). Если вы планируете использовать его как «походный», то помимо высоты в разложенном виде, важна и высота сложенного штатива, от этого зависит удобство ношения.
Вторая характеристика — вес, он опять же зависит от того, как вы будете использовать треногу и от типа и веса оборудования, которое вы планируете на нее ставить. Естественно, что чем тяжелее ваш фотоаппарат, тем тяжелее должен быть и штатив, иначе вся конструкция теряет устойчивость. В среднем камера, объектив и вспышка редко весят больше двух — двух с половиной килограммов, поэтому допустимая нагрузка до 5 кг вполне подходит для большинства фотографов и позволяет сохранить компактность самого штатива. Для студийной съемки этот параметр менее важен, более массивный штатив может быть даже предпочтительнее. Стоит обратить внимание на то, чтобы контактная площадка, к которой крепится фотоаппарат, держала его и в вертикальном и в горизонтальном положении независимо от длины объектива, наличия вспышки, батарейной ручки. Часто крепления штативов, рассчитанных на небольшой вес, не справляются с массивными фотоаппаратами даже при незначительном отклонении от горизонтальной плоскости. Стоит помнить об этой особенности, если вы планируете докупать длиннофокусную оптику.
Как и обещал выше, более подробно про материалы. Самый недорогой — алюминий, из него обычно делают легкие, компактные штативы с несъемной головой. Они подходят для начинающих, стоят недорого, но большинство моделей невысокие и плохо держат фотоаппараты, особенно в вертикальной ориентации кадра. Кроме этого для устойчивости ноги ногут прикрепляться к центральной колонне, что лишает возможности независимо регулировать угол их наклона. При всех минусах, для ночной съемки, лучше такая стабилизация, чем никакой.
Штативы из алюминиевых сплавов более тяжелые и прочные, обладают большей высотой, уверенно держат даже довольно тяжелые камеры. В отличие от чисто алюминиевых, почти всегда возможна независимая регулировка каждой ноги штатива не только по высоте, но и по углу. Такие штативы намного более удобны при съемках на природе, более устойчивые, чаще всего делаются со съемными головами. Вес обычно выше, чем у алюминиевых, но для компактных моделей вполне разумный. У этих штативов уже появляются дополнительные опции. По соотношению цена/возможности они являются наиболее интересными.
Карбоновые штативы — самые дорогие, однако, в зависимости от модели и целей, могут быть и легче и тяжелее штативов из других материалов, при этом благодаря нескольким разноориентированным слоям материала ножек они очень прочные и имеют наибольшую высоту среди аналогов. Такие треноги хорошо подходят как для студийной съемки, так и в качестве переносных. Обычно в них реализованы все самые интересные технические решения, которыми располагает производитель. Единственным существенным их минусом является цена, она в несколько раз выше таких же по функциональности штативов из алюминиевого сплава.
Основные характеристики мы рассмотрели, а во второй части статьи более подробно остановимся на штативных головах и дополнительных возможностях, которые предлагают нам производители штативов.
Duckky says:
Июн 20, 2011
Долго ждал этой статьи, так как хочу купить себе штатив,Большое спасибо! Можете посоветовать, штатив из средней ценовой категории, для съёмки на природе (макро съёмки и портретной), чтобы можно было его таскать с собой в походы
xela says:
Июн 20, 2011
Я использую Slik, примерно из той же ценовой категории Benro. Оба из сплавов, относительно легкие, ориентируйтесь на цену 3-5к рублей.
Евгений Воробьев says:
Июн 26, 2011
А мне больше нравится мнопод. С ним возьни меньше, хотя штатив иногда просто незаменим.
xela says:
Июн 26, 2011
Я использую и то и то, в разных ситуациях разные штуки нужны :), но если на улице по-быстрому, то монопод действительно удобнее.
Atrius says:
Июн 28, 2011
Александр, как я вижу наша переписка привела Вас к написанию этой статьи. Но хотел бы немного дополнить ее:
— на счет высоты: максимальная высота должна идти с запасом относительно роста фотографа, т.к. при максимальном раскрытии штатива и полностью выдвинутой центральной штангой — уменьшается устойчивость, камера начинает колебаться, что в итоге может привести к испорченному кадру.
— надо делать различие между максимальным весом, который может выдержать штатив и голова штатива.
— как следствие второго пункта — при выборе штатива (относительно максимального веса) надо ориентироваться на: фотоаппарат и вспышка с аккумуляторами, объектив (с фильтрами и блендами — граммы, но все же), голова штатива, если есть: батарейный блок.
P.S. себе взял все-таки Benro A-650EX-HD38 за 6т.р. Преимущества: по оснащенности ближе к PRO (удобные клипсы на ногах, компас, два пузырьковых уровня на голове, чехол для переноски с ручкой и ремнем, крюк для груза, довольно широкий разброс минимальной и максимальной высоты, ноги можно расставить почти плашмя, удобное крепление камеры к голове (т.н. HOT). вес 2,6 кг). Единственный минус: размер в сложенном виде с надетой головой, он составляет около 68 см.
xela says:
Июн 28, 2011
согласен с уточнениями, это все есть в статье, но лучше немного акцентировать внимание. Хороший штатив, на мой взгляд правда не сильно он отличается от Slik 500 DX? который у меня, а цена существенно выше, но это как и камера сугубо персональный выбор, то, что для одного может быть не важно вовсе, для другого просто необходимо. :)
Юля says:
Авг 6, 2011
Здравствуйте!Хотелось бы у Вас,как у людей знающих,спросить…Что лучше приобрести первым: штатив, вспышку или объектив. Год назад я купила себе фототехнику, выбрав Canon d500, чем, в принципе, очень довольна. Буду очень признательна, если Вы дадите мне пару советов:)
xela says:
Авг 6, 2011
Все зависит от того, что и как вы снимаете и в чем у вас есть потребность :), покупать просто так дополнительные объективы и т.д. нецелесообразно
Юля says:
Авг 8, 2011
соглашусь)
у моей подруги тот же фотоаппарат,она больше специализируется на пейзаже и тоже планирует докупить технику)
а я,в принципе,снимаю всё,но по большей части увлекаюсь портретной съёмкой.
xela says:
Авг 8, 2011
Тогда подруге штатив, а вам вспышку или объектив портретный+отражатель. :)
Юля says:
Авг 9, 2011
Пасиба^_^
Rosewell says:
Сен 3, 2011
Что подойдёт для съёмки пейзажей в горах? Объектив 12-24, но ветры. Другая задача-макро насекомых и птицы в естественной среде.
xela says:
Сен 5, 2011
Что такое объектив 12-24? Пейзажи в горах, вам нужен либо ширик, либо наоборот телевик вы зависимости от того, как вы снимаете и какой результат хотите получить. Другая задача не одна, а две: под насекомых макрик, желательно с большим фокусным, чтобы не пугать букашек, для птиц телевик со стабом, например 70-200 или что-то более дальнобойное.
Александр says:
Апр 16, 2012
Самые распространенные штативы имеют четыре колена. Это дает нам 12 замков на ногах которые нужно открыть для съемки в путешествии и закрыть после нее.
Правда ли, что у Gitzo, которые говорят, что их цанги можно открывать по три за одно движение рукой, появлся аналог у дешевого Giotto’s?
xela says:
Апр 16, 2012
Относительно Джиотто не знаю. Четыре колена на трех ногах дают 9 замков. У меня Slik с 6 замками, не сказать, что дорогой.
Alexander says:
Июн 21, 2013
Александр, подскажите, а насколько критичны и нужны в штативе уровни (есть и на штативах, и на самих головах), а также градуировка как вертикальная, так и горизонтальная? Цены конечно поднялись со времени публикования статьи. ))) Выбор остановил на Штатив Velbon Sherpa 450R. Но не могу найти информации, есть ли уровни у неё, а посмотреть негде.
xela says:
Июн 21, 2013
Если вы задумываетесь на эту тему, наверное нужны, как-то никогда даже мысль такая в голову не приходила :) . Уровень всегда можно поставить на горячий башмак в виде заглушки, кстати. Градуировка необходима для серьезной съемки панорам и макросъемки, в остальных случаях смысла опять же не вижу.
Александр says:
Июл 13, 2015
Александр, Вы писали, что и монопод, и штатив берёте с собой! Блин, а если вариант только один? :wacko: Багажа достаточно и дети (на самолёте). Всё взять не вариант. Обычные панорамы можно и «с рук» поснимать, а вот вечерне-ночные кадры… как с ними быть? Склоняюсь к моноподу (особо не пользовался, только штативом) из-за экономии места и уменьшения веса багажа. Но насколько он будет восребован именно для вечерних и ночных съёмок? Вылет завтра ночью, вот надеюсь получить ответ и совет! :mail:
xela says:
Июл 13, 2015
Берите монопод. Если его прислонить к неподвижной поверхности (ствол дерева, скамейка, парапет) и зафиксировать рукой, просто плотно прижав, то вполне можно делать хорошие ночные кадры. Естественно стоит использовать автоспуск.
Александр says:
Июл 13, 2015
Спасибо! :yahoo: Развеяли сомнения. Проверить и потренироваться не было времени, буду на лету разбираться. Спасибо, кстати, за советы по использованию! ;-)